Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Иван Засурский, главный редактор интернет-СМИ «Частный Корреспондент»: «Репутация СМИ – его основной капитал»

В Эйлате вот уже три дня проходит XX конференция АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ в настоящем и будущем». В мероприятии принимают более сотни представителей ведущих российских издательских домов, распространительских компаний и полиграфических предприятий из различных регионов России, а также из Киева, Риги и Тель-Авива.

Задача участников поднять в обсуждении как можно больше наболевших вопросов российского медийного рынка. В рамках информационного сотрудничества с АРПП портал PlanetaSMI.RU подготовил видео-интервью с Иваном Засурским, в котором главный редактор интернет-СМИ «Частный Корреспондент» выразил свое мнение и ответил на животрепещущие для медиарынка вопросы.

— Скажите, Иван, каким Вы видите будущее СМИ, и в каком направлении они будут развиваться?
— Если говорить о будущем медиа, то сейчас никто точно не знает даже, как они будут выглядеть. Но уже сейчас можно сказать — у нас есть совершенно новый медиа-микс. Производство и потребление медиа происходит в новой информационной среде, где пользователь делает больше чем профессиональные информационные организации. В сборе информации журналисты все больше ориентируется на Twitter и на Facebook. Точно также при потреблении информации, люди ориентируются на то, что нравиться их друзьям.
Такая опосредованность через людей, сбор информации и ее потребление в корне меняет логику функционирования информационной системы, возвращает власть спроса.

— Что делать издателям, на какие тенденции развития медийного рынка им стоит обратить особое внимание?
— Для издателей самое главное — понять новую логику функционирования информационной системы. Сейчас они как и прежде работают по-старому – как «старый» бизнес, который не уважает клиента и считает, что он лучше, чем клиент знает, что именно нужно людям. А мне кажется — людей надо делать своими союзниками. Делать своих потребителей производителями своей информации. Учиться пользоваться теми, кто читает вас. Для того чтобы пользователи становились распространителями вашей же информации с ними нужно находиться на одной волне. Синхронизироваться с запросами аудитории и отдавать себе отчет в том, что мы не столько являемся властителями душ, сколько просто представителями информационной службы, задача которой в том, чтобы организовывать коммуникацию, а не в том, чтобы все организовывать за людей.

— Насколько, по-вашему, велика вероятность того, что печатные СМИ «уйдут» совсем?
— Это ни в какой степени не имеет значения. Форма медиа изменчива, как и все в жизни. Вчера мы родились, завтра — умираем, а сегодня — мы живем. Так же и медиа. Душа медиа, это не что иное, как потребность общества в информации и стремление общества эффективно организовать коммуникацию внутри себя. И в конечном случае не так важно, что произойдет с принтом. Важно то, что печатные СМИ много дали нам в некий период эволюции медиа и, в эволюции журналистского мастерства они с нами останутся. Умение писать хорошие и вдумчивые тексты останется с нами и на новых носителях, таких как iPad и др.

Другое дело, что меняющаяся система средств коммуникаций, задает немного другие параметры для этих сообщений. Люди сейчас с большим удовольствием потребляют графику, инфографику, чем читают длинные научные тексты. На лицо спрос на наглядность и на скорость, вместе с тем, так же спрос существует и на глубину. И это тоже воспитано в нас печатной прессой. Но не надо забывать, что печатная пресса —недавний феномен – такое изобретение издателей, которые научились продавать каждый день одно и тоже. Не удивительно, что рано или поздно этой «малине» должен прийти конец.

— На медийном рынке есть целый сегмент — распространение прессы. Он может уйти вместе с печатью? Или он как-то изменится?
— Распространение прессы странный сегмент, и он должен измениться. Должны появиться распространители, которые с меньшей маржой, но более эффективно, будут распространять ту же печатную периодику. И то, что мы сейчас переживаем, это может быть финал века прессы, а может быть золотой век печатной прессы. Но реальность такова — из-за плохой работы дистрибуции, из-за того, что ее душит ФГУП «Почта России», которая поднимала тарифы, умирает печатная пресса.

В России цены на распространение, доставку и бумагу в 90-е годы «съели» все оборотные капиталы у прессы и традиционных медиа. В результате, они не смогли собрать инвестиций, чтобы серьезно «сыграть» в онлайн. И это большая трагедия для русского медиарынка. Однако сейчас наступают трудные времена для распространения — самые эффективные печатные проекты начинают распространяться бесплатно. Например, F5 или другие газеты и журналы. Чем хуже работает дистрибуция, чем менее она эффективна и тем больше будет рынок бесплатной печати с одной стороны, а с другой стороны, тем меньше будет ее объем.

Я считаю, что есть возможность в последнем рывке сделать что-то для печатной прессы. Сейчас, появляется спрос на качество. В интернете бесплатно можно получить многое, но как получить хороший, качественный, глубокий, аналитический продукт? Для качественной прессы очевидно остается ниша и это именно та причина, по которой я решил заниматься качественной прессой. И это очень трудный путь. Особенность медиа среды и важность репутации издания кардинально умножаются, поэтому я сделал ставку на создание чистого бренда – газеты, где нет вранья. Я считаю, что самая «крутая» инвестиция, которую я могу сделать — это твердо стоять на своем. Со временем репутация крепнет и превращается в капитал. И, наверное, это одна из тех вещей, которую нам пора понять. Репутация – это основной капитал.

— Иван, последний вопрос – iPad это действительно последний шанс периодики или будет что-то еще?
— Разные люди пользуются iPad. Но в моем понимании — iPad шанс только для глянца, и очень важно, чтобы глянец смог этот шанс использовать. Однако, это очень нелегко. iPad дает возможность использовать опыт потребления не виданный ранее. В iPad работает новая структура навигации, происходят удивительные вещи с картинками, материал интересно презентуется, в полную силу используются мультимедийные возможности, поэтому iPad для глянца – это просто спасение. Но для информационных СМИ он не так важен, как например, Facebook.

Пользователей iPad несколько миллионов в мире, а в Facebook сотни миллионов людей, и он важнее в качестве платформы потребления информации. В чем же состоит роль iPad? Есть глянцевые журналы, за которые платит рекламодатель, где все должно быть красиво, где картинка играет главную роль. Такие издания, наверное, созданы для iPad. Или iPad для них.

Наталья Решетова, Татьяна Сорокина

Источник: Планета СМИ

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.