Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Взятие Казани Третьяковкой: в Москве галерее стало тесно

Дата публикации: 3 мая, 2017

После долгих споров «Царевна–Лебедь» Врубеля перелетела в Татарстан на пять месяцев

«Царевна–Лебедь» улетела из Москвы... в Казань, где Третьяковская галерея гостит у «Эрмитажа». Звучит, может быть, смешно, но на деле все серьезно — Третьяковка, заручившись поддержкой президента Татарстана и подписав с ним договор о долгосрочном сотрудничестве, представила первую в его рамках выставку — «Гений века». И она, и само партнерство, благодаря которому предъявят еще не один ударный проект, стали прорывом для галереи. Ведь до сих пор она не осваивала чужих площадок, тем более в республиках.

Взятие Казани Третьяковкой: в Москве галерее стало тесно
В Казани нашлась своя Царевна-Лебедь. Фото предоставлено пресс-службой галереи

«Гений века» — это про искусство первых десятилетий ХХ века, предтечей которого стал Врубель. Поэтому в фокусе экспозиции — «Царевна-Лебедь», которую сотрудники галереи отправляли в Татарстан на пять месяцев, но с какими спорами — все-таки жемчужина коллекции. В Центре «Эрмитаж-Казань», вросшем в самое сердце местного кремля, детище Врубеля на входе настраивает на загадочный женский образ, который, как выяснится дальше, пронизывает всю выставку.

Главные действующие лица. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Наверняка это не задумывалось, а вышло спонтанно, так как за проект отвечают только женщины. Им удалось устроить зрелище, которое по уровню работ, технологиям, вообще по всем параметрам соответствует тому, что нам показывают музейные флагманы Москвы. Только мы в столице, простите, качественными выставками зажрались, а в Казани, будем говорить честно, на них дефицит. Поэтому здесь была необходима не только доза эстетики, но и просвещения. Организаторы это уловили и сделали из выставки полноценный ликбез по разнородному и многослойному искусству тех лет.

— Из 81 представленной работы 20 картин наши, — обращает мое внимание директор ГМИИ Татарстана Розалия Нургалеева. — Только в Казани «Царевна-Лебедь» Врубеля может встретиться с другой его удивительной работой — панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Объединились «Франт» и «Франтиха» Ларионова и сцены из еврейской жизни Гончаровой. Мы слышали, какой ажиотаж сопутствует проектам Третьяковской галереи, и надеемся, на эту выставку тоже будет очередь.

Проект подгадали к туристическому сезону: людям в это время хочется красок, ярких впечатлений — они здесь это получат. Фишка выставки — зрелищность. Пять тематических залов сочных цветов: серебряный для символизма, анисовый для русского импрессионизма, синий для неопримитивизма, морковный для московского сезаннизма, изумрудный для послереволюционного искусства. В каждом зале живопись разбавлена скульптурой, а на стенах для погружения во время висят едва заметные цитаты из Бунина, Тютчева, Бакста...

— Само помещения очень фактурное, — отмечает архитектор Агния Стерлигова, — поэтому мы не меняли радикально его структуру. Хотя в некоторых местах по периметру, где было слишком много окон, переложили стены. Полностью провели новое освещение. Работ много, но мы сделали так, чтобы залы не задыхались. Возвели минимальное количество конструкций — в основном для скульптуры.

"Портрет Станюкович" Борисова-Мусатова. Фото предоставлено пресс-службой галереи

В зале символизма это майоликовая «Египтянка» и «Девушка в венке» Врубеля. Их поверхности настолько текучи и волнообразны, что на глазах истончается граница между скульптурой и живописью. А по бокам как раз полотна, сравнимые с молитвами, «Голубой розы». Главный художник объединения — Кузнецов — предстал здесь во всей красе со своими оранжево-лиловыми женщинами, грустно стригущими овец в степи. Пока крестьянки работают, нимфы Петрова-Водкина забавляются хороводом, а роскошная Станюкович кисти Борисова-Мусатова задумчиво мечтает. Судя по выражениям лиц, все барышни глубоко несчастны. На их фоне выделяется грациозная Ахматова (знаменитый портрет в профиль с красной накидкой Делла-Вос- Кардовской), которая мудро всматривается в даль.

— Тема женственности, которую художники находят в том числе в природе, впервые звучит в символизме, — объясняет куратор выставки Ольга Фурман. — Женщины как полноценные художники наравне с мужчинами заявили о себе в эпоху раннего авангарда. Первая персональная женская выставка была у Гончаровой в 1913-м. Потом уже понеслась волна женского творчества. Только после революции возникло единое гендерное художественное пространство. Это чувствуется по скульптуре Мухиной и Голубкиной, которые дадут фору многим мужским работам.

"Лиза на солнце" Фалька. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Скульптура Голубкиной, ученицы Родена, перекликается в зале русского импрессионизма с живописью этого явления. Голубкина легко «уложила» на куст бронзовой сирени бронзовый же бюст скульптора Никифоровой. А со стены из-за кустов сирени в садах Гурзуфа за ней приглядывают барышни, которых в свою очередь Коровин усадил за стол с шампанским. В это время за другим столом на полотне Грабаря девочка в руках держит... нет, не персик, хотя и Серов сюда вписался бы. Но героиня Грабаря держит то ли чашку, то ли пирожок. Сама же она формами напоминает последний.

— Проект сделан молодыми людьми, — заявляет директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — У меня две дочери: одной 35, другой 33. Страшно люблю это поколение. У них есть многое, чего мы лишены, особенно — свобода мыслить и реализовывать придуманное. Наша молодая команда перенесла сюда современные технологии, которыми мы овладели за последние годы. Остановлюсь только на профессиональном освещении, хотя здесь все сделано не просто по высочайшему московскому и питерскому стандарту, а по международному. Даже свет теперь обращает внимание на нюансы полотен, которых я не замечала в галерее.

продолжение: www.mk.ru

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.