Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы на тему: «Законодательные ограничения доступа к противоправному контенту»

Дата публикации: 19 июня, 2017

19  июня 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы на тему: «Законодательные ограничения доступа к противоправному контенту»

(законопроект № 195446-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленный на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ, позволяющих получить доступ к тем сайтам в Интернете, которые были признаны не соответствующими законодательству Российской Федерации.). Организатор заседания - Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

В заседании приняли участие представители следующих компаний, организаций, ведомств: ООО “Яндекс”, ПАО “МТС”, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Банк России, Almaz Capital Partners, АО “ЭР-Телеком Холдинг”, ФАС, РОЦИТ, “Медиа-Коммуникационный Союз”, АПОС, РАЭК, Роскомнадзор, Microsoft, Mail.ru Group и другие.

В рамках заседания с объемным докладом выступил директор Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК), Сергей Плуготаренко.

Сергей рассказал собравшимся о мнении РАЭК относительно законопроекта.

Понятия, которые используются в Законопроекте, являются крайне неопределенными

Так, по мнению аналитиков РАЭК, законопроект использует следующие понятия:

  1. Владельцы информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин;

  2. Владельцы информационных ресурсов, в том числе сайтов и страниц сайтов в сети «Интернет», посредством которых на территории Российской Федерации осуществляется доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин;

  3. Информационно- телекоммуникационные сети, информационные системы или программы для электронных вычислительных машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим федеральным законом;

  4. Запрещается обеспечивать использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для электронных вычислительных машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом

Как видно, указанные определения являются крайне широкими, в связи с чем не представляется с достаточной степенью определенности понять, на владельцев каких именно ресурсов Законопроект возлагает обязанности, так и какие обязанности на них возлагаются. Так, из указанных определений можно прийти к выводу о том, что, например, Законопроект касается владельцев магазинов приложений, в которых могут размещаться программы, которые могут использоваться на территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа. При этом на такие ресурсы возлагаются обязанности, которые фактически ими исполнены быть не могут. Например, Законопроект требует от таких ресурсов принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», включенным в перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен. Очевидно, что, например, магазин приложений сделать этого не может.

РАЭК также отмечает, что современные операционные системы также обладают встроенными функциями VPN, организации удаленного доступа к ресурсам, что является важной составляющей в сложившейся системе обеспечения безопасности пользователей. Более того, по сути под действие законопроекта попадет любой провайдер хостинга или облачный провайдер, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, поскольку он может быть использован для организации доступа к другим ресурсам различными способами, технологически неразрывно связанными с предоставляемыми услугами.

Необходима более четкая регламентация порядка исполнения операторами поисковых систем требований, которые возлагаются на них Законопроектом, а также приведение норм Законопроекта в соответствие с техническими особенностями работы поисковых систем

Согласно Законопроекту, операторы поисковых систем будут обязаны исполнять требования, установленные частью 14 статьи 15.8 Закона об информации, которую предлагается внести согласно Законопроекту, в том числе обеспечивать ограничение доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», включенным в перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен.

Данная норма не соответствует техническими особенностями работы поисковых систем. Операторы поисковых систем технически не могут ограничить доступ к какому-либо информационному ресурсу, т.к. поисковые системы не предоставляют доступ к информационным ресурсам, а лишь предоставляют перечень ссылок на страницы сайтов, где может быть размещена информация, релевантная сделанному запросу (имеющая отношение к словам запроса). При этом сама информация размещается на сайтах третьих лиц, к которым операторы поисковых систем не имеют никакого отношения. При этом пользователь может осуществить доступ к информации, размещенной в общем доступе в сети Интернет независимо от выдачи ссылок в результатах поиска на тот или иной сайт. Указанные обстоятельства были отражены в разъяснениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 30.11.2012 г. «По вопросу о включении в реестр запрещенной информации ссылок на результаты поисковых запросов в поисковых системах».

Данное обстоятельство также вызывает вопрос о целесообразности возложения на операторов поисковых систем обязанности прекращать на территории Российской Федерации выдачу по запросам пользователей поисковой системы ссылок на информационные ресурсы, в том числе сайты и (или) страницы сайтов в сети «Интернет», включенные в перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен. Если доступ к информационному ресурсу будет ограничен, то даже выдача ссылок на такой информационный ресурс в результатах поиска не приведет к доступу к такому информационному ресурсу. Таким образом, считаем, что обязанности, которые предлагается возложить на операторов поисковых систем Законопроектом, являются избыточными.

Законопроектом предполагается установить для операторов поисковых систем ответственность за неисполнение обязанности по получению доступа к информационной системе, содержащей перечень сведений об информационных ресурсах, в том числе сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с Законом об информации, а также за неисполнение обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей поисковой системы ссылок на информационные ресурсы, в том числе сайты и (или) страницы сайтов в сети «Интернет», включенные в перечень сведений об информационных ресурсах, в том числе сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с Законом об информации.

Для этого предполагается создание информационной системы, содержащей перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен. Однако Законопроект не конкретизирует порядок функционирования данной информационной системы, включая время обновления информации и направления обновленной информации операторам поисковых систем, поддержание актуальности и единообразия записей о ресурсах (т.е. обязательное включение полного URL) и исключение возможности неправомерного попадания ресурсов в данную информационную систему. Таким образом, это приведет к привлечению операторов поисковых систем к ответственности за неисполнение обязанности по прекращению выдачи ссылок на информационные ресурсы, доступ к которым был ограничен в соответствии с Законом об информации, но информация о которых не была размещена в указанной информационной системе, размещена ошибочно или с нарушением процедуры в размере 500-700 тысяч рублей за каждое нарушение.

Законопроект ставит под угрозу безопасность критической инфраструктуры Рунета

Виртуальные частные сети – это важнейшая составляющая сетевой инфраструктуры, востребованные коммерческими и государственными компаниями, озадаченными приватностью внутренних коммуникаций, переписки, банковских транзакций, передачи документов, имеющих статус служебной или коммерческой тайны и защиты таких данных от перехвата злоумышленниками или иностранными спецслужбами. При этом технологии VPN массово используются не только физическими лицами, но и юридическими лицами, более того, и для организации межмашинных соединений (например, любой банкомат). Таким образом предложенное исключение по использованию VPN при наличии трудовых отношений не является достаточным. При этом техническая реализация требования законопроекта означает отказ от стойкого шифрования соединений (в ином случае «владелец» VPN не будет обладать доступом к содержанию коммуникаций, а значит не сможет осуществлять ограничение доступа на информационные ресурсы), то есть по сути закладывать сознательную уязвимость в механизме защиты для законопослушных компаний. В тоже время создание нового сервиса, нацеленного специально на обход блокировок – задача достаточно тривиальная как с точки зрения финансовых и временных затрат, так и технической стороны.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.