Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Интервью Джемира Дегтяренко журналу «Радиус города»

Дата публикации: 2 декабря, 2009

ДЖЕМИР ДЕГТЯРЕНКО

Генеральный директор ИД «МедиаХаус»,

председатель оргкомитета премии в области

медиабизнеса «Медиа-Менеджер России», основатель

и главный редактор журнала о медиабизнесе «Новости СМИ».

 

Беседовала: Марина Заблудовская 

Фото: Михаил Иванов

 

Джемир, очень бы хотелось услышать вашу оценку изменения рынка СМИ за время кризиса. Каковы главные тенденции?

 

Я бы сказал, что кризис показал истинную ценность некоторых СМИ, с рынка исчезли или сильно теряют свои позиции неактуальные медиа, созданные под рекламодателя или же ради прихоти акционера.  Можно констатировать тот факт, что сегодня потребитель информации стал более разборчив.  И как подтверждение моих слов приведу последние исследования рынка рекламы, которые показывают ощутимое замедление темпов его сокращения.  По сравнению с июлем прошлого года доходы изданий центральной прессы (без учета рекламно-информационных) сократились на 35%.  До этого, начиная с февраля, ежемесячная динамика не поднималась выше минус 40%.  Но, как говорится, жизнь продолжается и не стоит на месте, в некоторых регионах открываются новые проекты.  Так компания RNT Media Group (Киров) запускает бесплатную газету в Казани. 

 

А что это за газета?

 

Газета называется «PRO город». В концепции ничего нового нет: новости и рекламная информация. Плюс в том, что у них своя служба курьеров, которая доставляет газету в каждый город, где они уже выходят: во Владимир, Казань, Йошкар-Олу и т. д.

 

И живут они за счет рекламы?

 

Говорят, да, причем утверждают, что у них все замечательно, просто хорошо, несмотря на кризис. Наверное, у них очень хорошая служба продаж или какое-то чудо. Хотел бы отметить еще одну тенденцию относительно рекламы. Она заключается в том, что рекламные службы в издательских домах разучились продавать. Да, именно продавать. Хороших менеджеров по продаже не так много, и они сейчас одни из самых востребованных кадров на рынке труда. И еще хотел бы обратить внимание на несоответствие оплаты труда КПД сотрудника. Замечу, что участились сообщения или, я бы сказал, пророчества по поводу того, что печатные СМИ вымрут, как динозавры. Напомню, что об этом я слышал давно. Такой прогноз озвучивала группа «МакКинзи» на Всемирном газетном конгрессе в Цюрихе. Это было, если я правильно помню, в начале 2000 года и, как видите, уже прошло 9 лет, а печатные СМИ существуют.

 

Т. е. вы не согласны с тем, что периодики вообще не будет?

 

Да. Несмотря на то что некоторые эксперты предрекают скорую смерть печатным СМИ.  Да, самые большие потери по рекламным доходам понес печатный рынок, газеты и журналы. Я уверен в том, что скорее всего произойдет трансформация печатных СМИ, и можно сказать, что уже это началось, и тому есть масса примеров. На западе уже вовсю создаются объединенные редакции. И если посмотреть на западные компании, то можно сказать, что они производят контент и затем переупаковывают его при помощи различных носителей.  И я считаю, что Интернет -

это всего лишь канал, и не надо строить иллюзий на то, что он могильщик традиционных медиа. И посмотрите,

уже сейчас видно, что прошло время больших и необдуманных вложений в интернет-проекты и началась эра бизнеса в Интернете. И вот что я бы отметил, что в данной борьбе выиграют компании, производящие контент.

И еще я бы хотел отметить то, что практически все проекты в Интернете начинались просто как увлечение их создателей или акционеров.

 

А что это за проекты? Можете пример привести?

 

Например, проект Look at me. Основатель этого проекта стал лауреатом премии «Медиа-Менеджер России» (которую учредил ИД «МедиаХаус»). Василий Эсманов, один из создателей этого проекта, говорит: «А мы просто ходили и фотографировали с подругой по улицам, потом выкладывали в сети», и вот что из этого получилось. Тот же основатель «Яндекса» тоже придумал «Яндекс», чтобы продвинуть свой программный продукт. У него не было задачи сделать поисковик, который мы сейчас имеем.

 

То есть уйти в Интернет - это не панацея? Успешный бизнес там - еще вопрос?

 

Сейчас настал для Интернета переломный момент, когда приходят «правильные» ребята в галстуках, а творческие личности уходят на второй план. В принципе, в прессе было то же самое. Если посмотреть сейчас на руководителей издательств, то это люди, которые когда-то были главными редакторами, потом стали акционерами,  генеральными директорами, потому что сидят на финансовом потоке, ну и так далее. И теперь будущее конкретного СМИ зависит от чутья человека, умения видеть, куда надо двигаться. Могу сказать, что с каждым годом все тяжелее продвигаться, так как ниш очень мало. Да еще все вокруг о вымирании кричат. Кстати, о вымирании. Сейчас компания Pepsi выпустила маленькие экранчики со спичечный коробок, тоненькие совсем, на которых записан ролик. И внедряют их в журналы, газеты. Пожалуйста - эффект телевидения прямо в газете. Соответственно, если они сделали маленький экранчик, то со временем будут делать любого формата. Другой вопрос - себестоимость. Но я не верю, что вымрут печатные газеты и журналы и что общество окончательно «оцифруется». Кстати, есть даже мнение, что радио вымрет. Не будет частот, то есть не будет радио в классическом понимании. Но и в это я слабо верю.

 

А что вы думаете по поводу распространения печатных СМИ в розницу? Вам не кажется, что часть изданий исчезло с прилавков?

 

Вы правы. Распространение не помогает СМИ выживать. Я могу сказать, что данная проблема уже существует, как мне кажется, более 12 лет, со времени начала медиа как бизнеса в России, мы ровно столько же издаем журнал о медиабизнесе «Новости СМИ». Я уверен, что данный кризис должен помочь выработать правила игры между тремя основными участниками - издателем, распространителем и ритейлером. И еще, конечно, хотелось бы сказать про подписку, что и здесь хватает вопросов. Хотя Почта России на сегодня заморозила цены, так что посмотрим, насколько это повлияет на подписку. 

 

Вы это все говорили про печатные СМИ, а по телевидению ударил кризис?

 

Электронные СМИ тоже потеряли в доходах, но в процентном отношении не так, как печатные СМИ. На телевидении все очень просто: сколько зарабатывают, столько и тратят. На мой взгляд, телевидение после перестройки было более интересное, чем сейчас. На сегодня можно сказать, что оно предсказуемо, и особенно это очевидно, когда смотришь новости.

 

Есть ли у российских СМИ свои системы и правила безопасности, и как они работают? Как, например, защитить себя от диверсии?

 

На самом деле все зависит от состояния того или иного СМИ. Если ты хорошо зарабатываешь, то можешь себе позволить задуматься над собственной безопасностью. Приведу занятный пример. В свое время мы помогали Араму Габрелянову  вывозить рекламодателей в Лондон. Это стандартная работа издателей по программе лояльности рекламодателей: неформальные встречи, поездки за границу и т. д. А мы как раз занимаемся тем, что устраиваем различные программы для топ-менеджеров, такие как , например, ежегодные  саммиты, в рамках которых посещаем западные компании и встречаемся с профессионалами, смотрим на их работу изнутри. «Ньюс Медиа» было заинтересовано в том числе и газету Sun.  Но не получилось с их стороны договориться по звонку из России. Мы были в Лондоне за месяц до мероприятия и решили в том числе  прозондировать этот вопрос напрямую. Пришли, нас встречает охрана.Администратор звонит главному редактору, там отвечают, что понятия не имеют, кто мы такие, и вообще главный редактор не может принять, так как он в Париже. На предложение встретиться с кем-то другим, нам говорят звоните, а имя и телефон этого другого вы должны знать сами и точка. В итоге пришлось звонить в Москву и просить своих сотрудников просить искать контакты в интернете, но все рабочие контакты скрыты, их нет в свободном доступе. В итоге, используя свои дружеские связи, а не открытые источники, мы нашли нужного человека, а потом от имени АКМР договорились. И на это у нас ушло более трех часов. Просто так нас туда бы не пустили.

 

Но это на Западе, а у нас как?

 

У нас пока все, как мне кажется, достаточно открыто, хотя в большинстве компаний пропускная система есть и наверное, простому человеку не пробиться, установлены всевозможные антивирусы, специальные издательские программы, резервное копирование, контроль сотрудников, но уровнем чуть выше уже доступно. Когда ты создаешь бизнес, все зависит от инвестиций, то есть от того, сколько ты планируешь потратить на безопасность. Вообще, меня поразил фильм «Ничего личного» в главной роли с Джулией Робертс. Советую посмотреть, там как раз показано про коммерческий шпионаж: одна компания внедряет в другую своего агента, который выуживает секретные данные и т. д. Я никогда об этом не задумывался, а поглядел и думаю: «Вот это да!» Наверное, у нас тоже такое есть. Не в таких масштабах, конечно.

 

А есть какой-то кодекс чести среди конкурентов? Вот чего нельзя делать по отношению к конкуренту?

 

Конкретных правил, наверное, нет. Это скорее внутренние правила человека: вот не говорю плохо о конкурентах и все.

Допустим, у журнала Burda есть такая политика - не комментировать деятельность партнеров по бизнесу.

 

Вам уже как-то задавали вопрос о двух «враждующих лагерях», состоящих из профессиональных журналистов и приходящих из других областей новоиспеченных журналистов. Вы сказали, что любой человек, умудренный опытом, профессионал своего дела, может стать отличным журналистов Я разделяю вашу точку зрения. Действительно, кто лучше разбирается в бухгалтерии, как не профессиональный бухгалтер? Но, увы, не каждый бухгалтер владеет художественным словом и может писать интересные тексты.

 

Как же тогда охарактеризовать профессию журналиста?

Каковы основные навыки этой специальности?

 

Поскольку наша сфера - медиабизнес, мы всегда подбирали персонал, молодых специалистов, с дипломом факультета журналистики. Я их спрашивал: «Что изучали?» - «Историю журналистики». - «Прекрасно, а писать-то когда научитесь?» И мы как-то опрашивали издателей: нужно ли работникам редакций иметь первое образование журналистское? Очень хорошо сказал, если не ошибаюсь, Виктор Лошак: «Ну в принципе, оно не нужно. Но вот сейчас моя дочка доучится, а потом можно отменить». (Смеется.) Обучить владению словом можно, главное, чтобы у человека было желание и способности, чтобы ему было действительно интересно в этой области работать. Вот говорят, есть талантливые люди, но они свой талант не используют, и он чахнет. А есть неталантливые, но упертые (в хорошем смысле), и они потом начинают перегонять талантливых. Потому как на одном таланте далеко не уедешь.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.