Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 2014 год
Группа показала положительную операционную прибыль несмотря на действие внешнеэкономических факторов...
Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2014 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Ключевые финансовые результаты Группы за 2014 год:
• Выручка достигла 319 771 млн руб., увеличившись на 9,9% по сравнению с 2013 годом на фоне роста пассажиропотока на 10,7%;
• Показатель EBITDAR составил 48 674 млн руб. или 15,2% от выручки;
• Скорректированная чистая прибыль составила 10 844 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот», прокомментировал:
"В 2014 году несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию Группа «Аэрофлот» продолжила развиваться и увеличила количество перевезенных пассажиров на 10,7% до 34,7 млн человек. Рост пассажиропотока Группы преимущественно обусловлен развитием внутренних перевозок, а также ростом количества пассажиров на основных международных направлениях. При этом в четвертом квартале, несмотря на значительное ухудшение внешнеэкономических факторов, Группа «Аэрофлот» показала опережающую помесячную динамику операционных показателей по сравнению с авиатранспортной отраслью. В частности, в декабре рост общего пассажиропотока Группы составил 16,0% на фоне роста количества пассажиров на внутренних авиалиниях на 35,5%. Рост пассажиропотока определил рост выручки Группы на 9,9% в 2014 году.
Во второй половине 2014 года российские авиаперевозчики столкнулись с серьезными внешними вызовами, главными из которых стали: значительное снижение курса рубля, и, как следствие, ослабление потребительского спроса, и спад на рынке международного туризма, что оказало влияние на годовые финансовые результаты Группы.
Группа показала положительную операционную прибыль несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку Группы по МСФО в размере 17,1 млрд рублей. Скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль Группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей.
Мы уверены в существенном долгосрочном потенциале российского рынка авиаперевозок и соответствии нашей стратегии и тактики текущим внешним вызовам. Диверсификация сегментов присутствия Группы и развитие направления бюджетных перевозок, сбалансированная география маршрутной сети, партнерства с международными компаниями, подкрепленные нашими программами по оптимизации издержек и повышению производительности будут поддерживать наши результаты и позволят снизить негативное влияние внешней среды".
Основные производственные показатели
|
2014 г. |
2013 г. |
Изменение |
|
Пассажиропоток, тыс. чел. |
|
34 735 |
31 391 |
10,7% |
- международные перевозки |
|
17 096 |
17 391 |
(1,7%) |
- внутренние перевозки |
|
17 640 |
13 999 |
26,0% |
Пассажирооборот, млн пкм |
|
90 075 |
85 273 |
5,6% |
- международные перевозки |
|
55 107 |
56 113 |
(1,8%) |
- внутренние перевозки |
|
34 968 |
29 161 |
19,9% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
|
115 834 |
109 064 |
6,2% |
- международные перевозки |
|
72 219 |
71 530 |
1,0% |
- внутренние перевозки |
|
43 615 |
37 534 |
16,2% |
Занятость кресел |
|
77,8% |
78,2% |
(0,4 п.п.) |
- международные перевозки |
|
76,3% |
78,4% |
(2,1 п.п.) |
- внутренние перевозки |
|
80,2% |
77,7% |
2,5 п.п. |
Общее количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниями Группы «Аэрофлот» в 2014 году, составило 34,7 млн человек, что на 10,7% превышает результат прошлого года. На внутренних авиалиниях пассажиропоток вырос на 26,0% при увеличении процента занятости пассажирских кресел на 2,5 п.п., в основном в связи с увеличением частот полетов и провозных емкостей на наиболее востребованных направлениях.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное |
2014 г. |
2013 г. |
Изменение |
Выручка |
319 771 |
290 956 |
9,9% |
EBITDAR[1] |
48 673 |
51 026 |
(4,6%) |
Рентабельность по EBITDAR |
15,2% |
17,5% |
(2,3 п.п.) |
EBITDA 1 |
24 839 |
31 849 |
(22,0%) |
Рентабельность по EBITDA |
7,8% |
10,9% |
(3,1 п.п.) |
Операционная прибыль |
11 268 |
19 795 |
(43,1%) |
Рентабельность по опер. прибыли |
3,5% |
6,8% |
(3,3 п.п.) |
Прибыль/(убыток) за период |
(17 146) |
7 335 |
- |
Рентабельность по чистой прибыли |
- |
2,5% |
- |
Скорректированная прибыль за период[2] |
10 844 |
15 944 |
(32,0%) |
Рентабельность по чистой прибыли |
3,4% |
5,5% |
(2,1 п.п.) |
[1] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.
[2] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.
Выручка
Млн руб., если не указано иное |
2014 г. |
2013 г. |
Изменение |
Выручка от пассажирских перевозок |
268 636 |
247 768 |
8,4% |
в т.ч. регулярные перевозки |
253 613 |
230 594 |
10,0% |
чартерные перевозки |
15 023 |
17 174 |
(12,5%) |
Грузовые перевозки |
8 718 |
9 778 |
(10,8%) |
Прочая выручка |
42 417 |
33 410 |
27,0% |
Выручка итого |
319 771 |
290 956 |
9,9% |
В 2014 году выручка Группы «Аэрофлот» увеличилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 319 771 млн руб., что в основном обеспечено ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.
На фоне роста пассажиропотока Группы на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 10,0% и составила 253 613 млн руб.
Выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% до 15 023 млн руб., что связано с общей рыночной динамикой в данном сегменте. Выручка от грузовых перевозок сократилась по сравнению с предыдущим годом главным образом в связи с решением ОАО «Аэрофлот» приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.
Прочая выручка увеличилась на 27,0% по сравнению с предыдущим годом до 42 417 млн руб., что в основном обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, доходов от программы «Аэрофлот Бонус» и заправки топливом.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное |
2014 г. |
2013 г. |
Изменение |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
61 070 |
52 830 |
15,6% |
Расходы на оплату труда |
52 148 |
45 349 |
15,0% |
Расходы по операционной аренде |
23 834 |
19 177 |
24,3% |
Техническое обслуживание воздушных судов |
19 224 |
20 374 |
(5,6%) |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
22 206 |
21 471 |
3,4% |
Амортизация и таможенные пошлины |
13 571 |
12 054 |
12,6% |
Прочие расходы |
29 251 |
20 778 |
40,8% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива |
221 304 |
192 033 |
15,2% |
Расходы на авиационное топливо |
87 199 |
79 128 |
10,2% |
Операционные расходы итого |
308 503 |
271 161 |
13,8% |
Расходы на авиационное топливо в 2014 году увеличились на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составили 87 199 млн руб. Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок Группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов.
Операционные расходы, за исключением авиационного топлива, увеличились на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 221 304 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и расходы по обслуживанию пассажиров составили 61 070 млн руб., увеличившись на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (+7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (+3,0%), а также изменением тарифов на услуги (+4,9%).
Расходы на оплату труда увеличились на 15,0% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года до 52 148 млн руб. Динамика показателя обусловлена ростом численности персонала Группы и увеличением объемов работ (+4,3%), индексацией заработных плат в конце 2013 года (+2,2%), а также действием прочих факторов (+8,5%), в том числе пересмотром системы мотивации в дочерних авиакомпаниях с целью приведения ее в соответствие со стандартами ОАО «Аэрофлот».
Расходы по операционной аренде составили 23 834 млн руб., увеличившись на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (+16,2%), а также расширения парка воздушных судов Группы в течение года (+7,0%).
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 5,6% до 19 224 млн руб. в основном в связи с капитализацией части затрат на ремонт, изменением программы ремонтов в результате вывода из эксплуатации судов MD-11 и ИЛ-96.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы составили 22 206 млн руб., изменившись незначительно по сравнению с прошлым годом.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 12,6% и составили 13 571 млн руб., что связано с расширением парка воздушных судов Группы.
Прочие расходы составили 29 251 млн руб., увеличившись на 40,8% по сравнению аналогичным периодом 2013 года, в основном за счет начисления резервов под обесценение дебиторской задолженности.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 2014 год составила 11 268 млн руб. (3,5% от выручки). Показатель EBITDAR составил 48 673 млн руб. (15,2% от выручки).
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное |
2014 г. |
2013 г. |
Изменение |
Прибыль от операционной деятельности |
11 268 |
19 795 |
(43,1%) |
Финансовые доходы |
2 471 |
2 686 |
(8,0%) |
Финансовые расходы |
(28 399) |
(8 814) |
222,2% |
Реализация результата хеджирования |
(1 723) |
- |
- |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий |
31 |
37 |
(16,2%) |
(Убыток)/прибыль до налогообложения |
(16 352) |
13 704 |
- |
Расходы по налогу на прибыль |
(794) |
(6 369) |
(87,5%) |
(Убыток)/прибыль за год |
(17 146) |
7 335 |
- |
Рентабельность прибыли |
- |
2,5% |
- |
Скорректированная прибыль за год[1] |
10 844 |
15 944 |
(32,0%) |
Рентабельность скорректированной прибыли |
3,4% |
5,5% |
(2,1 п.п.) |
[1] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.
Финансовые доходы в 2014 году сократились на 8,0%, по сравнению с предыдущим годом, что объясняется снижением прибыли по инструментам хеджирования.
Увеличение финансовых расходов до 28 399 млн руб. по итогам 2014 года в основном связано с убытком от курсовых разниц в размере 9 720 млн руб., преимущественно за счет переоценки обязательств по финансовому лизингу, увеличением процентных расходов (до 4 934 млн руб.) и убытком по инструментам хеджирования и их переоценки (13 740 млн руб.).
В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2014 года составил 17 146 млн руб.
Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты, за 2014 год составила 10 844 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное |
31.12.2014 |
31.12.2013 |
Изменение |
Кредиты и займы |
24 203 |
13 406 |
80,5% |
Финансовая аренда |
149 278 |
72 036 |
107,2% |
Пенсионные обязательства |
659 |
707 |
(6,8%) |
Таможенные пошлины |
169 |
436 |
(61,2%) |
Общий долг |
174 309 |
86 585 |
101,3% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
27 508 |
18 932 |
45,3% |
Чистый долг |
146 801 |
67 653 |
117,0% |
Чистый долг/EBITDA |
5,9х |
2,1х |
- |
Рост общего долга на 101,3% за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2014 года, до 174 309 млн руб. связан преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.
По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 млрд руб.
Конференц-звонок и вебкаст по результатам 2014 года
Сегодня Аэрофлот проведет конференц-звонок и вебкаст для инвесторов и аналитиков с участием Шамиля Курмашова, заместителя генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот» и Джорджио Каллегари, заместителя генерального директора по стратегии и альянсам ОАО «Аэрофлот».
Время начала звонка и вебкаста: 17:00 по Московскому времени (14:00 по Лондону, 9:00 по Нью-Йорку).
Телефонные номера для подключения к конференции и ссылка на вебкаст приведены ниже.
Номера для подключения к звонку:
Россия: +7 495 213 0977
Великобритания: +44 20 3427 1912
Великобритания (toll free): 0 800 279 4841
США: +1 212 444 0896
США (toll free): 1 877 280 1254
Номер конференции: 1711281
Ссылка на вебкаст:
http://www.audio-webcast.com/cgi-bin/visitors.ssp?fn=visitor&id=2561
АЭРОФЛОТ — лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1052 пункта в 177 странах. В 2014 году Аэрофлот перевез 23,6 млн человек, а с учетом авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — 34,7 млн.
Аэрофлот в 2014 году в третий раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».
Аэрофлот располагает самым молодым самолетным парком в мире (среди крупных авиакомпаний), который насчитывает 153 воздушных судна. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.
Аэрофлот входит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов. Коэффициент программы Европейской комиссии SAFA у Аэрофлота соответствует уровню ведущих мировых авиакомпаний.
Аэрофлот первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Интегрированная система менеджмента ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» сертифицирована по стандартам ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004.