Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Дискриминация по читательскому признаку

Дата публикации: 21 октября, 2011

Сайты многих отечественных газет проводят по отношению к читателям политику апартеида...

Чем активнее люди комментируют материалы на сайте средства массовой информации, тем лучше для издания. С этим согласятся те, кто хоть когда-то изучал вопрос коммуникаций с аудиторией.

Комментарии - это обратная связь, с ее помощью можно понять, о чем думают читатели, увидеть новый поворот темы, "нарыть" новые факты и изучить новые версии истории, вступить в диалог с читателем, донести свою точку зрения.

Конечно, под материалом не всегда можно увидеть интересные комментарии и гораздо чаще в Интернете встречается "мусор", но для этого в конце-концов есть веб-редактор и правила комментирования.

Однако в отечественных изданиях пусть к комментированию весьма не прост.

Есть сайты, на которых можно оставлять комментарии, но они там не появляются, есть сайты, создатели которых требуют (к счастью, пока в необязательном порядке) указывать номер мобильного или род занятий и пол. Их хочется спросить, может, вам еще ключи от квартиры, где деньги лежат? Есть сайты, которые позволяют писать комментарии, только если у читателя есть аккаунт в соцсетях. Есть сайты, которые просят указывать название компании, спецализацию и должность читателя (а если он, например, безработный, и его это очень расстраивает)? А есть вполне демократичные сайты, где система комментариев повернута лицом, а не задним местом к читателю. Но таких немного.

Итак, например, на сайте "Комсомольской правды" надо ввести имя (обязательно) и адрес почты (необязательно), но на сайте существует премодерация комментариев, поэтому не факт, что комментарий появится под статьей, если он будет неугоден редакции.

В "Московском комсомольце" тоже существует премодерация. Без регистрации можно оставить комментарий и не увидеть его, как в "КП". Можно зарегистрироваться и указать (обязательно) логин, пароль, еще раз пароль, мейл, имя и фамилию, кодовое слово. Но даже регистрация не всегда позволяет комментировать. Сайт может выдавать ответ "Не правильный формат email`а".(скопировано с сайта, написание сохранено - Прим.ред.).

"Российская газета" тоже премодерирует комментарии, оставленные без регистрации. Чтобы зарегистрироваться, надо указать (обязательно) имя, адрес почты, имя в комментариях, два раза пароль и (опционально) фамилию и отчество, пол, город, дату рождения и даже (!) род деятельности. Кроме того, надо отметить галочкой свое согласие с условиями пользовательского соглашения, в котором оговариваются права и обязанности пользователя и почему-то только права газеты (без ее обязанностей).

Редакторам сайтов "КП", "МК" и "РГ" надо поразмышлять на досуге на тему, как привлечь читателей на сайт. При этом написать на флип-чарте крупными буквами: читатель, который потратил время на написание коммента и не увидел его, вряд ли попробует написать свое мнение еще раз. И читать это, как мантру.

На сайтах "Коммерсанта", "Новой газеты", "Московских новостей" правила комментирования более свободные, но до определенной степени. Там можно оставлять комментарии со своих аккаунтов в соцсетях. А что, если у читателя нет аккаунтов? Значит он бесправен?

На сайте "Ведомостей" необходимо вступить в сообщество читателей, указав имя, фамилию, телефон (необязательно), никнейм, адрес эл.почты, пароль два раза, полное название компании, отрасль, специализацию и должность. Дискриминация по корпоративному признаку компенсируется таким пирожком как получение демо-доступа к платным разделам сайта на две недели (при указании адреса корпоративной электронной почты).

На сайтах спортивных газет с дисицплиной все строго, как у настоящих спортсменов. "Советский спорт" не позволяет оставлять комментарии без регистрации. Читатель должен указать логин, пароль, еще раз пароль, имя, фамилию, e-mail, страну, контрольную строку и свое согласие с правилами регистрации на сайте.

"Спорт-экспресс" также не позволяет оставлять комментарии без регистрации. Для регистрации необходимо заполнить поля - логин, пароль, еще раз пароль, псевдоним для отображения на сайте, адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество, зачем-то номер мобильного телефона (???), пол, год рождения, регион проживания, информацию о себе, выбрать аватар, ввести контрольные символы и подтвердить галочкой свое согласие с условиями регистрации. Слава богу, что кроме логина, пароля и электронной почты, все остальное указывать необязательно.

Особняком держится сайт "Аргументов и фактов".Если не хочется регистрироваться, то можно заполнить два поля под материалом "представьтесь, пожалуйста" и "е-mail". И комментарий сразу появится под текстом. Для регистрации нужно указать псевдоним (логин), мейл, и два раза пароль. Хорошо устроена система и на сайте "Известий". Достаточно указать имя и адрес почты и пишите комментарии, сколько хотите.

Такое ощущение, что издатели и редакторы газетых веб-сайтов часто не задумываются о времени, которое тратят читатели на то, чтобы оставить комментарий. Конечно, издатели занимаются медиабизнесом, а для этого им нужно непременно знать социально-демографические данные читателей. Но это нисколько не оправдывает неудобство при написании комментариев. Ведь клиентами их бизнеса, в первую очередь, являются читатели, а не рекламодатели.

Когда система оставления комментариев устроена таким образом, чтобы вымотать нервы и потратить читательское время, или является откровенно дискриминационной, остается спрашивать себя: "А зачем вообще надо что-то комментировать на сайте издания?"

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.