Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 11

Дата публикации: 9 июля, 2015

Самые важные события случаются, когда их не ждешь...

Коллеги, приветствую!

Самые важные события случаются, когда их не ждешь. Как правило, в начале летнего сезона на медиарынке затишье. Но в этот раз спокойствие игроков возмутило появление нового сервиса «Яндекс.Радио». Видимо, поисковик решил воплотить давний кошмар российских радийщиков и создать отечественный аналог американской Pandora. Если кто не знает, это интернет-сервис, позволяющий слушать музыкальный поток «под заказ». Пользователю достаточно выбрать одну понравившуюся композицию, чтобы система по принципу подобия сама составила для него плейлист. К слову, в США Pandora невероятно популярна, она перевернула музыкальный мир, перетащив на себя большой кусок рекламных бюджетов. В итоге в 2014 году рыночная стоимость компании достигла $3,74 млрд, а оборот – $600 млн в год. Все это неплохо, но уже второй год рекламные доходы не покрывают траты на авторские отчисления, и компания терпит убытки. На что же рассчитывает «Яндекс.Радио»?

Бесспорно, в пакетных продажах новый ресурс может приносить, пусть небольшой, но доход. Тем более, что он и не стоит компании больших денег – авторские отчисления уже сделаны для «Яндекс.Музыки».

Но суть в том, что до сих пор радиопроекты в принципе не много зарабатывали в интернете. Несколько лет назад радийщики еще с интересом развивали интернет-сервисы радиостанций, мобильные приложения, создавали тематические копии эфирных продуктов. Но уже два года как пришло понимание, что интернет не восполнит того, что они получают от продажи рекламы на эфирных частотах. Online Radio 101.ru , на которое ранее возлагались надежды, сейчас развивается как бы само по себе. Перестали активно бороться с пиратскими сайтами Moskva.FM и Piter.FM. Не идут больше разговоры и о создании аналогичного легального ресурса. И дело не только в том, что игроки не могут договориться между собой или не хотят отдавать эфир, просто для них в подобном проекте нет экономического смысла. Опять же, смотрите финансовый отчет Pandora за последний год: он показывает убыток в $27 млн.

Сейчас радиостанции сосредоточены на эфирном продукте, на улучшении плейлистов, воспитании новых кадров, поиске интеграций с ТВ и цифрой. Они занимались собой, пока «Яндекс.Радио» не стало для них новой проблемой. Такой, что комментарии по нему почти в тот же день дали руководители почти всех радиохолдингов, включая Екатерину Тихомирову (ЕМГ), Юрия Костина (ВКПМ), Дмитрия Савицкого (Радиостанция «Серебряный Дождь»), Михаила Бергера (ГК «РУМЕДИА») и других – небывалая вещь сама по себе. Они возмущены незаконным использованием бренда эфирных радиостанций, еще больше – разрушением этих самых брендов, составлением некачественных плейлистов «как на Европе Плюс». Музыкальные радиостанции планируют подавать в суд, решать проблему «мирными переговорами» и, возможно, договариваться об отчислениях. Информационные СМИ склоняются к пассивной позиции, считая, что привлечь молодую интернет-аудиторию важнее. В кризис радиохолдинги конкурируют друг с другом по всем позициям, и объединяться ради пока не самой насущной проблемы, скорее всего, не станут.

Сейчас говорят, что в «Яндексе» просто не знали, насколько эфирным радиостанциям важны их имя и идентичность, сколько средств они вкладывают в фокус-группы, как ищут новые песни и исполнителей, охраняют программы и конкурсы от плагиата. Это неправда – с холдингами многие пытались договориться о потоковом вещании эфирных радиостанций, но те стабильно отказывали.

Но в этот раз станции вряд ли что-то смогут сделать. Все ведь помнят, что они так и не смогли договориться с пиратскими сайтами, несмотря на желание руководства холдингов, работу ассоциаций и СМИ. А общее направление развития медиарынка все равно приведет радио в цифровые среды, пусть даже через спутниковый или мобильный интернет. Нельзя забывать и о том, что начиная с этого года интернет-ресурсы крупных СМИ зарабатывают столько же, сколько и их печатные версии. В текущем виде «Яндекс.Радио» не сможет отобрать большую аудиторию у радиостанций, но если его потенциал окажется высоким, он получит улучшенное программирование и движок на основе новейших технологий. Тогда сможет отобрать аудиторию у сайтов радиостанций, и на рынке появится отечественная Pandora в лице «Яндекс.Радио». Конечно, это только один из вариантов развития событий, и, возможно, все будет по-другому. Но совет «хочешь мира – готовься к войне», вероятно, для радийных топ-менеджеров не будет лишним.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.