Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 12

Дата публикации: 24 июля, 2015

Сегодня хотел бы обсудить характер крупных сделок, которые сейчас проходят на медиарынке, поскольку они повлияют на стоимость других компаний...

Коллеги, приветствую!

Сегодня хотел бы обсудить характер крупных сделок, которые сейчас проходят на медиарынке, поскольку они повлияют на стоимость других компаний. Очевидно, что мы входим в период их активной купли-продажи. Совсем недавно стало известно о продаже «Русской Медиагруппы» (РМГ) «Госконцерту». Причем эта сделка выпадает из числа предыдущих: покупателем стала государственная структура, да еще и не имеющая других активов на радиорынке. Фактически мы видим, как государственные и коммерческие компании ищут доходы на новых для себя территориях. Данный тандем покажет, какую прибыль может принести концертная деятельность при поддержке профессиональных радийщиков и такой успешной федеральной площадки, как «Русское Радио» – кстати, №1 в Москве. Это и для радиостанции будет хорошей поддержкой в период, когда рекламный рынок испытывает кризис неплатежей и падение спроса. Возможно, что мы имеем дело с хорошо продуманной бизнес-стратегией. К слову, «Почта России» также выходит на новый для нее рынок адресных рассылок, на котором планирует зарабатывать по 9 млрд рублей в год.

РМГ – непрофильный актив для «Госконцерта», приобретенный, скорее всего, по поручению вышестоящих организаций. Государство явно хочет получить больший контроль над СМИ. С другой стороны, у него, видимо, выделены на это деньги. Правда, непонятно, в какой строке государственного бюджета. Продавец оценивал этот актив в $150–200 млн. За сколько именно РМГ была продана, пока не объявлено, но известно, что такие бизнесмены, как Леонид Федун и Вагит Алекперов, не отдадут ее по любой цене. Напомню, что в свое время его не смогли купить ни НМГ, ни структуры Михаила Гуцериева.

С другой стороны, рынок перешел в стадию, когда количество свободных денег уменьшается, а инвестиции возвращаются с задержкой. Из-за этого

происходит переоценка российских активов. Акции «СТС Медиа» только в этом году снизились на 42%. На компанию распространяется закон о 20%-м ограничении иностранного капитала в СМИ, чем она, опять же, обязана новой политике государства. На своем пике в декабре 2013 года стоимость акций достигала $12,9 за штуку, а сейчас – порядка $2,4. Капитализация холдинга – $374,65 млн. Однако структуры Алишера Усманова готовы купить 75% акций за $200 млн, что немного для данного актива: этот бизнесмен всегда отличался дальновидностью и стратегическим мышлением, и все его покупки со временем росли в цене.

Впрочем, на стоимость акций влияют не столько страновые риски, сколько показатели роста. Если темпы роста замедлились, акции автоматически снижаются в цене, так как увеличивается срок возврата инвестиций. То, что акции «СТС Медиа» начали падать в период публикации годовой отчетности, говорит скорее об этом. Однако сейчас на российских активах сказывается и разница в курсе валют: компании зарабатывают в рублях, а отчитываются в долларах.

Очевидно, что западные страны по-новому оценивают российские компании, чьи акции котируются на фондовых биржах. Получил деньги – изволь дать отчет правительству США. Сейчас у «Билайн» и МТС могут заблокировать $300 млн. Теоретически за ними могут последовать «Яндекс» и Mail.Ru Group.

Наиболее вероятно, что крупные сделки, в том числе на медиарынке, скорее всего, будут проходить с участием российского частного или государственного капитала. Наибольшую привлекательность получают компании, давно зарекомендовавшие себя на рынке, обладающие значительными интеллектуальными, финансовыми и производственными активами. Стартапы, вероятнее всего, теряют – если не цену, то ценность в глазах потенциального инвестора.

Финансовые объемы рынка снижаются. У компаний и у инвесторов сужена возможность получения прибыли и дальнейшего развития. Мы видим рынок новой формации и его отличительную особенность – большее влияние государства, чем прежде. Причем это касается как российского, так и зарубежных рынков. Возможно, инвестиционная активность государства станет положительным моментом, пока частный капитал из-за разницы курса валют предпочитает вкладывать в более экспортно-ориентированные отрасли. В медиа не так много компаний, получающих стабильные валютные отчисления, и о каких-либо сделках с их куплей-продажей мы вряд ли услышим в ближайшее время.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.