Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 18

Дата публикации: 8 октября, 2015

Сегодня на повестке дня вновь тема законотворчества...

Коллеги, приветствую!

Сегодня на повестке дня вновь тема законотворчества. Я хотел бы обсудить с вами некоторые законопроекты, непосредственно и серьезно влияющие на развитие медиабизнеса в стране.

Год прошел с момента принятия закона, который ограничивает 20% долю иностранных акционеров в капитале российских СМИ и запрещает иностранцам быть учредителями СМИ в России. Сейчас такая же судьба постигает рынок наружной рекламы.

Этим летом очередной законопроект был вынесен на рассмотрение. Предлагалось внести поправки в закон «О рекламе». Согласно тексту законопроекта, необходимо выделить из числа владельцев конструкций для размещения наружной рекламы отдельную категорию «Иностранные агенты» и обязать их указывать это на своих рекламных конструкциях.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что рекламные конструкции тех владельцев, у которых есть иностранный капитал, ставят под вопрос информационную безопасность государства и нарушают права и свободы россиян. Однако автор законопроекта, депутат партии «Справедливая Россия» Дмитрий Горовцев не прокомментировал, каким образом наружка может навредить правам и свободам рядового гражданина. Подобный уход от неудобных вопросов вполне показателен. В контексте этих законов не говорят о негативных последствиях. Хотя ранее и высказывалась критика «ограничения иностранного капитала в СМИ», сегодня подобные новости воспринимаются как должное. В частности говорилось, что закон отменяет рыночную модель существования СМИ, влечет за собой финансовые потери, а также существенно тормозит прогресс и развитие СМИ и рекламы. Очевидно, что иностранцы играют важную роль не только в вопросах финансирования, но и в развитии. Я считаю, говорить нужно именно об этом, а не о «государственной безопасности» и «ущемлении прав граждан». К примеру, представители IT-области и электронных коммуникаций давно бьют в набат по поводу эволюционного отставания России благодаря нынешним законам. Причем это касается всех сфер жизни, ведь отечественные «копии» тех или иных зарубежных разработок серьезно уступают своим аналогам.

На данный момент законопроект о наружке находится на рассмотрении у Председателя Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Авакова. Видимо, у Авакова свой взгляд на инновационное развитие.

В случае принятия этого законопроекта он сильно ударит по двум крупнейшим игрокам на рынке наружной рекламы: Russ Outdoor и Gallery. Доля иностранного капитала в данных организациях больше 20%. Остается дождаться адекватных поправок в уже имеющиеся законы и надеяться, что они не нанесут фатального ущерба.

Не могу не упомянуть, что сама модель «ограничения капитала» в цивилизованном мире отмирает. В СМИ авторы законопроекта дают такие цифры: в США иностранцы могут контролировать не более 25% акций американских TV-каналов и радиостанций, во Франции участие иностранных физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%, в Австралии ограничения на иностранные инвестиции на уровне 20%, в Испании – 25%.

Хочу заметить, что данные авторов инициативы сильно устарели. В большинстве стран ограничения иностранцев в медиа касаются эфирного теле- и радиовещания (но не кабельного и спутникового и печати). В США норма о не более чем 25% иностранного капитала в телевидении и радио уже отменена, но держателем лицензии может быть только американская компания. Ограничений по участию иностранцев в печати США нет.

Во Франции 20% ограничения для иностранцев касаются эфирных каналов и ежедневных газет, выходящих на французском языке. В Испании норма в 25% также отменена и теперь составляет 49%. Нет ограничений по участию иностранцев в печатной прессе и в Австралии, а указанный депутатами объем в 20% также касался эфирного вещания и уже отменен.

Очевидно, что депутаты не располагают актуальной информацией.

В заключение отмечу, что новости медиабизнеса в новом сезоне впечатляют своим размахом. Из наиболее актуальных стоит выделить энтузиазм «Газпром-медиа» на ниве укрепления нового спортивного канала «Спорт 360». В рамках этого проекта медиахолдинг покупает Sportbox.ru. Помимо сайта, «Газпром-медиа» приобретает у ВГТРК эфирный телеканал «Россия 2», а также ряд неэфирных телевизионных каналов. Судя по всему, скоро мы увидим самый грандиозный спортивный медиапроект в стране. И это только начало осени.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.