Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Черный пояс по резюме

Дата публикации: 15 февраля, 2012

Давайте поговорим об особенностях, хитростях и правилах игры в написании резюме, знание которых позволит вам составить безупречный текст и поможет найти отличную работу...

Визитная карточка

Я часто слышу высказывания в духе «Сейчас резюме никто не читает, это просто формальность для HR-ов» или «Не буду я составлять резюме, у меня есть портфолио, и этого достаточно».

В действительности же ваше резюме по-прежнему является вашей визитной карточкой, той самой одежкой, по которой вас будет встречать работодатель. Ведь это же так просто — выполнить эту формальность, когда о составлении резюме написаны километры статей в печатных и электронных СМИ.

Три кита

Давайте поговорим о трех китах, на которых зиждется успешное резюме.

Первый кит — структура. Всем известно, что информация, представленная в виде списка и имеющая четко выделенные смысловые блоки, лучше воспринимается читателем. Ваша задача — сделать резюме максимально читабельным, а значит, оно должно иметь основной заголовок и подзаголовки разделов: опыта, образования, навыков. Информацию внутри подразделов лучше всего представлять в виде списков.

Второй кит — лаконичность. Если бы товарищ Никодилов из «Карнавальной ночи» читал лекцию о резюме, то он бы мечтал не о 5-ти звездочках, а об 1-ой страничке.

Общемировая рекомендация по составлению резюме такова: оно должно занимать не более 1-й страницы печатного и легко читаемого текста. По моему опыту, если в вашем резюме уже есть более 2-х мест работы, и вам есть, что о них рассказать, 1 страничка — это недостижимый идеал.

2-3 страницы, набранные 12-м шрифтом, — вполне допустимая норма. 4 уже много. Как-то раз один мой друг попросил отредактировать его резюме, составленное на 8-ми страницах! Опыт у него был, несомненно, богатый, но 8 страниц об этом опыте никто бы читать не стал.

Ну, и третий кит, о котором, к сожалению, тоже часто забывают — грамотность!
Современные программы по редактированию текста (например, Microsoft Word) позволяют проверить орфографию автоматически. Не пренебрегайте этой возможностью, покажите себя в лучшем свете.

Содержание

Перейдем к самому интересному — к содержанию резюме.

Начнем с шапки резюме.

Первое: у резюме должен быть заголовок! Если вы составляете резюме в текстовом документе и намерены самостоятельно отправлять его работодателям или распечатать, собираясь на встречу, то заголовком резюме является ваше имя и фамилия. Размещая резюме на джоб-сайте, вы заметите, что в этом случае заголовок — это должность. Все нормально, на джоб-сайтах это более удобный формат.

Второе: искомая должность. Здесь действует правило «одно резюме — одна должность». Старайтесь избегать перечисления нескольких должностей в одном документе, а главное, никогда не пишите, что ищете любую работу. Любая работа — это не профессия, такие резюме плохо ищутся на джоб-сайтах и плохо воспринимаются работодателями.

Третье: ожидаемый уровень дохода. Его можно не указывать, но если вы точно знаете, сколько хотите получать, то пишите сумму с комментарием «net», что означает «на руки» или «после вычета налогов».

Я не раз сталкивалась с ситуациями, когда соискатель называл сумму, которую он ожидал увидеть на своей зарплатной карте, а работодатель — сумму, которая будет указана в зарплатной ведомости. Разница между этими суммами большая, поэтому первая же зарплата может привести к разочарованию и, возможно, к полному разрыву отношений.

Четвертое: контакты. Разумеется, если вы хотите найти работу, работодатель должен иметь возможность быстро с вами связаться.

Пятое: Фото. Необязательный, но рекомендуемый элемент. О нем поговорим подробнее.

Согласно исследованиям портала Rabota.ru, 87% работодателей предпочитают резюме с фотографией. Но к ней предъявляются совершенно определенные требования:

1. На фото должно быть отчетливо видно лицо, так что снимки в полный рост и высокохудожественные композиции с челкой или шляпой, закрывающей пол-лица, не котируются.

2. Фон снимка должен быть либо нейтральным, либо связанным с вашей профессиональной сферой. Повар на кухне или фитнес-тренер в спортзале — да. Секретарь в шортах на фоне прилива — нет.

3. По этой же причине фотографий с веселых вечеринок, путешествий и иных развлечений лучше избегать.

4. Фото с детьми и домашними животными допускаются только для тех, у кого с детьми и животными связана профессиональная деятельность: для нянь, ветеринаров и так далее.

Евгения Шатилова, эксперт Brainity

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.