Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Санаев А. PRавда. Роман о русском пиаре

Профессиональная литература / Санаев А. PRавда. Роман о русском пиаре

Санаев А. PRавда. Роман о русском пиаре 

Для того, чтобы считаться гением, недостаточно им быть. Для того, чтобы создать успешный бизнес, нужно сперва поработать над успешным имиджем. То, как это делают крупные российские корпорации, кого-то может шокировать, а кого-то по-настоящему восхищает. К числу последних относится и Алексей Санаев, автор бестселлеров "Русский пиар" и "Выборы в России", под псевдонимом которого работает один из самых успешных пиар-менеджеров нашей страны. Он открывает читателю то, что раньше считалось профессиональными секретами, то, что бережно хранилось в тайне узким цехом специалистов, для которых мир бизнеса и политики - это полигон самых захватывающих, многоходовых, элегантных и невероятных пиар-технологий.

Рецензия:

«Главный пиар - это пиар самого себя».

(Из романа о русском пиаре, автор которого неизвестен)

Художественная проза «о пиаре» в эрэфе (в смысле, Российской Федерации) - всегда остро сатирическая, будь то написанная в классической манере вещь «Дайте мне обезьяну» А.Носова или лихо, прям по Паланику, сконструированный боевик Гарроса-Евдокимова «Головоломка». Читаешь - смешно, осмысливаешь - жутко.

«Роман о русском пиаре» автора под псевдонимом Алексей Санаев любопытен по-своему. Скажем, как произведение постмодерна, когда сущности - не важны, кругом - симулякры, по-русски говоря, обманки.

Автор широко использует привычный для романа постмодерна принцип цитации, точнее, автоцитации, а потом и вовсе оказывается, что роман о русском пиаре антикризисной поры - точь-в-точь книжка о пиаре в бизнесе и политике почти семилетней давности, когда о кризисе еще никто и не слышал. Вот она, prавда!

Жанр романа в понимании А.Санаева вызывает и другие вопросы, поскольку автор выпустил еще и «художественный роман» в прошлом году - «Уругуру». Однако, к счастью, противоречие разрешается внутри самой книги, где автор определяет свое произведение как «пособие для начинающих» (хотя, может, это корректор докризисную верстку плохо вычитал?).

Как это по-русски - писать о русском (не российском!) PR, пиаре, ставить острые вопросы в названия глав: «Зачем ваш пиар вообще нужен?», «Я, по-твоему, кто?», «Сколько можно писать ерунду?», «А если ему денег дать?» И такие вот профессиональные вопросы переходят в разряд вечных для русской литературы, поскольку, увы, автор ответа на них не дает.

А.Санаев постоянно демонстрирует уровень своего профессионализма. Например, «черным пиаром именуют обычно те приемы, которые направлены на уничтожение репутации конкурента», и «черным пиаром» специалисту заниматься гораздо интереснее» (с.15-16). Ну, сами понимаете, «существенный размер бюджета». Откровения его - как мантры: «PR - это важно и нужно, PR - это не бесплатно» (с. 20). «Главная задача - не получить нужную статью в газете, а завладеть душой журналиста, стать его другом». (с. 140)

Удивительны отношения А.Санаева с пиарской реальностью: в пособии нет ни единого примера из его собственной практики (из теории тоже) ! Зато заполнившие всю книжку байки из жизни знакомых и знакомых их знакомых страшно поучительны, ну прям как один парень летел на корпоративном самолете из Архангельска в Москву, ну, это, через Нижний Новгород, и, как каждый второй герой Санаева, упился вусмерть...

Главная, на наш взгляд, проблема пособия - не слабое знание предмета и стиль (образчик в подтверждение - на каждой странице, пример в одну строчку: автор пишет о «кавалерийской (sic!) атаке премьер-министра страны на Пикалевский цементный завод», при том, что для профи ситуация вполне прозрачна), а то, как автор старательно и со знанием дела описывает человеческие и профессиональные антиценности.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.