Государство рулит
С 5 июня 2013 года Департамент кинематографии перешел в полное подчинение Министра культуры Владимира Мединского...
Интересно, будет ли входить в эти программы и модернизация киноиндустрии, в том числе и наработки по «дорожной карте»?
Ее составлению господин Демидов, которого острословы сообщества окрестили «кризисным менеджером», посвятил немало времени. Наш портал подробно освящал все «мозговые штурмы», на которые собирались непосредственные участники кинопроцесса и пытались определить новую стратегию отечественного кино. («Дорожная карта» отечественной киноотрасли…», «Еще не дорога, но уже «дорожная карта» и «2/3 денег в российской киноиндустрии – государственные»).
Идея «дорожной карты», на мой взгляд, была здравой и своевременной, и многие детали, подсказанные самими кинематографистами во время обсуждений, могли бы оздоровить отрасль. И мне жаль, если с этим переназначением будут забыты полезные наработки, и все ограничится лишь усилением давления на кинематограф.
Всегда управляемый
О том, как государство управляло кинематографией подробно описано в уникальном труде «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат». Коллектив авторов – киноведов - Ирины Гращенковой, Александра Дерябина, Ольги Зиборовой, Марины Косиновой и руководителя проекта Валерия Фомина впервые в нашем киноведении систематизировали отечественное кино не с позиции искусства, а с точки зрения истории отрасли.
Исследование, заказанное Министерством культуры у НИИ киноискусства, получилось солидным. Я имела честь прочитать все 9 томов пока еще неизданной версии и с последней страницей поняла, что научной монографии можно дать и неформальный подзаголовок – «Управление кино, как история постоянного наступления на одни и те же грабли».
Судьба у кинематографистов странная – ходить по спирали.
Я процитирую лишь выбранные отдельные факты, постановления, реплики. Но и они позволяют осознать, что 2013 год для отрасли вновь становится началом крупных перемен, о чем уже было разъяснено 3 декабря 2012 года в Белом доме («5,3 миллиарда рублей на долю российского кино»).
История перемен
Первые кинопредприниматели: Ханжонков, Дранков, Либкен, Талдыкин, Трофимов, Ермолаев в начале 20 века конкурировали друг с другом, совершенствовались и самостоятельно развивали отрасль. Им была известна резолюция Николая II на бумагах Департамента полиции: «Я считаю, что кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством…». Государь поддерживал лишь официальную документалистику в виде «царской хроники», не более того. Лишь в 1911 году за подписью Министра внутренних дел Столыпина все губернии получили циркуляр «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», а к 1913 году депутаты IV Государственной Думы отправили в Совет министров проект, в котором предполагали начинать собирать от кино налоги, однако Правительство инициативу отклонило. И лишь Первая мировая война напомнила о богатой отрасли. Так в декабре 1914 года был принят закон о государственном налогообложении кинематографа, а в 1915 году было официально запрещено в Россию ввозить фильмы германского производства.
Если возникала нужда, то предприниматели – конкуренты объединялись и добивались от правительства содействия, как, например, разрешения ввезти в военное время позитивную и негативную пленку из Америки морским путем. Просили не денег, а разрешения и его получали.
Правда, уже в начале 1916 года стали в стране появляться проекты по огосударствлению кинематографа.
Внимание!
Был радикальный вариант – национализация и превращение в «государственную регалию», и другой – умеренный, в котором оговаривалась государственная поддержка определенных его секторов, оставляя частным предпринимателям производство и прокат.
Ничего не напоминает?