Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Палладио в России

Дата публикации: 23 апреля, 2015

Первоначально вся затея называлась «Палладио в России: от барокко до модернизма» и была развернута в одном из музеев Венеции...

Выставка, которая распласталась на два музея — «Царицыно» и Музей архитектуры, создавалась для Италии. А экспортные продукты у нас самого высокого качества.

Бенджамен Патерсен (1750–1815). Садовый фасад Таврического дворца. Конец XVIII в.
Бенджамен Патерсен (1750–1815). Садовый фасад Таврического дворца. Конец XVIII в.
Фото: Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Первоначально вся затея называлась «Палладио в России: от барокко до модернизма» и была развернута в одном из музеев Венеции. Выглядело это буквально по поговорке «в Тулу со своим самоваром». Из России привезли выставку об уроженце Венецианской области, чтобы показать, насколько он для нас важен. Без Палладио не было бы классической стройности Петербурга, античного изящества русских усадеб и даже сталинского ампира.

Приятно, что проект переехал в Москву. Наконец и мы на экспонатах из всех крупнейших музеев увидим, как русские архитекторы вдохновлялись венецианскими виллами и церквями. Особый всплеск «палладиомании» приходится на время Екатерины II. Придворные архитекторы Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги не скрывали, откуда черпают идеи и формы. Все это галантное великолепие будет показано в царицынском дворце.

Чарльз Камерон (1743?–1812). Разрез Софийского собора в Царском Селе. Около 1782 г.
Чарльз Камерон (1743?–1812). Разрез Софийского собора в Царском Селе. Около 1782 г.
Фото: Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Чтобы увидеть, как ренессансные идеалы воплощались в ХХ веке, стоит идти на Воздвиженку: здесь сплошь модернисты и неоклассики. Плюс к тому же чертежи и макеты эпохи модерна сопровождают картины и рисунки прославленных мастеров, писавших архитектуру.

Как правило, архитектурные выставки всегда проигрывают живописным. Но не в этом случае. Приключение Палладио в России — во всех смыслах достойное музейное шоу.

Иван Александрович Фомин (1872–1936). Новый Петербург. Перспектива центральной площади ансамбля острова Голодай. 1912 г.
Иван Александрович Фомин (1872–1936). Новый Петербург. Перспектива центральной площади ансамбля острова Голодай. 1912 г.
Фото: Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Пять фактов об архитекторе Андреа Палладио (1508–1580)

1. Имя архитектора при рождении — Андреа ди Пьетро делла Гондола. То есть буквально человек «из гондолы». Прозвище Палладио (в честь богини мудрости) он получил от гуманистов и интеллектуалов начал XVI века.
2. Это единственный архитектор, именем которого назван целый стиль — палладианство. Этот стиль получил распространение по всей Европе и Америке в XVIII–XIX веках.
3. Палладио — автор трактата «Четыре книги об архитектуре», которым пользовались все уважающиеся себя зодчие. В нем творчески переложены идеи античности.
4. Универсальность подхода Палладио состоит в том, что он первый изобрел модули. Это когда здание можно комбинировать из разных универсальных элементов. Из таких палладианских модулей состоит, например, Белый дом в Вашингтоне.
5. Последнее творение Палладио находится в Виченце. Это Театр Олимпико (1580) — первое монументальное театральное здание в Италии.

Текст: Сергей Соловьев
vashdosug.ru

 

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.