Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Корпоративная блогосфера

Сегодня все больше компаний ведут и внедряют корпоративные блоги. Особенно важное значение блоги приобретают как средство коммуникации для крупных компаний. Корпоративный блог идет в качестве дополнения к совещаниям для компаний с разветвленной сетью, используется, как средство массовой информации, при условии публичности - принимает на себя и функцию обратной связи с клиентами. Корпоративный блог теперь может применяться как в стратегии маркетинга, так и в качестве инструмента информационной войны, в том числе им могут воспользоваться конкуренты.

Георгий ЗАГАЙНОВ, PR-менеджер интерактивного агентства Red Graphic

Наш первый корпоративный блог появился довольно давно. Фактически он был первым корпоративным блогом в русскоязычном интернете. Блог был создан для того, чтобы продолжить формирование экспертного имиджа агентства в технических вопросах web-разработок. Именно поэтому его основные авторы - программисты. Однако, когда мы продали «программистское» подразделение, блог перестал обновляться. Впрочем, он до сих пор в Сети и не лишен посетителей, хотя и не обновляется. Сейчас у нас есть закрытый от чужих глаз внутрикорпоративный блог. Для нас это площадка для обсуждения всего на свете. Там же мы держим необходимые в работе шаблоны документов - чтобы всегда были под рукой, где бы мы ни находились.

Для всех мы ведем микроблог на Twitter. Это, фактически, самый оперативный источник информации об агентстве и о нашей работе.

Одно время была мода на корпоративные блоги, однако сейчас ажиотаж прошел: кто-то наигрался в блогера и забросил это дело, а кто-то сильно обжегся на этом. Сейчас подходы к корпоративным блогам более прагматичные и профессиональные. Их ведут в основном те, кто рассматривает блоги как действенный инструмент внешних коммуникаций или необходимый инструмент внутренних. Ну и, конечно, набрал обороты Twitter. Все самые «продвинутые» компании уже там. Остальные тоже потихоньку подтягиваются.

Если рассматривать все внешние коммуникации компании как «информационную войну», то корпоративный блог, несомненно, является ее инструментом. Ну а недовольные комментаторы неизбежны. Если компания заводит свой блог, то предполагается, что она понимает, на что идет и готова к тому, что придется столкнутся с негативом. А если не понимает, то ее очень скоро этому научат «тролли». Корпоративным блогом, как и любым другим точным инструментом, нужно уметь пользоваться. Впрочем, если опыта нет, то можно пригласить тех, кто занимается этим профессионально.

Компании, которые продолжают вести блоги, уже давно разобрались, для чего им это нужно. Кто-то рассматривает их как дополнительный источник информации о компании, кто-то использует блоги для общения с аудиторией, кто-то решает имиджевые задачи. Если компания публикует в своем блоге только новости и отчеты - в этом нет ничего плохого. Возможно, она не использует все преимущества, которые дают блоги, но в любом случае она имеет дополнительный источник информации о себе. В этом также есть свой смысл.

Если говорить о видеоблогах заседаний, то здесь у каждого свои задачи. Возможно, так компания старается довести до всех сотрудников то, о чем шла речь на заседании. Для больших компаний это иногда очень актуально. Тем более что видео позволяет всем сотрудникам не только узнать, что говорилось, но и увидеть и услышать, как это было сказано, с какой интонацией, мимикой.

 

Инна АЛЕКСЕЕВА, генеральный директор PR-агентства PR Partner

Первый пост в корпоративном блоге PR-агентства PR Partner появился в марте 2007 года, т.е. через полгода с небольшим после основания компании. Авторами постов являются сотрудники PR Partner, которые освещают актуальные темы в области связей с общественностью: мы делимся секретами организации эффективных пресс-мероприятий, особенностями общения с клиентами и подрядчиками, отличиями в деятельности пиарщиков внутри компании и в агентстве, а также многими другими тонкостями нашей работы.

Блог - это эффективный PR-инструмент, способ продвижения бизнеса. С его помощью можно рассказать о неформальной жизни агентства, поделиться эмоциями, переживаниями. Корпоративные блоги могут иметь и формат новостной ленты, но тогда они становятся просто-напросто не очень интересны читателям. На нашем сайте есть раздел «Новости», в котором также можно найти информацию о жизни агентства, но это не блог.

Самый большой плюс блогов - это возможность получить обратную связь от потенциальных и существующих клиентов, журналистов и PR-специалистов, информацию к размышлению и идеи для развития.

Очевидно, что популярность блогов растет. Русскоязычная блогосфера сегодня это более 6 млн блогов. По данным TNS Gallup на декабрь 2009 года, самые популярные блог-хостинги (от 50 тыс. блогов) это LiveJournal.com, Liveinternet.ru, Blogs.Mail.ru. Причем в России Livejournal.com занимает лидирующие позиции по количеству уникальных посетителей, активных пользователей, по просмотру страниц и количеству постов.

Многие руководители задумываются о том, что им уже пора выходить во Всемирную паутину. Но для этого в первую очередь компания должна оценить, в каком объеме ее целевая аудитория пользуется интернетом, интересуется ли блогосферой. Если после анализа ответ оказался положительным, можно запустить блог компании или организовать сообщество, как, например, сделала компания Intel, создав i_future.

В настоящее время в России набирает обороты популярность микроблогов. По данным Lenta.ru на март 2010 года, количество пользователей Twitter в России - около 200 тыс. человек. Для сравнения: мировая аудитория Twitter составляет более 75 млн пользователей.

У PR Partner есть микроблог на площадке Twitter. Особенность этого ресурса такова, что там можно оставить довольно короткое сообщение (до 140 символов). Благодаря такому ограничению, записи «выстреливают», а авторы не «растекаются мыслью по древу».

Чувствуется также и повышение значимости блогов. Порой информация там появляется быстрее, чем в СМИ. Сегодня важно отслеживать появление информации о компании, ее деятельности не только в печатных и интернет-СМИ, но также и в блогах.

Недавно в PR Partner произошел такой случай: одна из сотрудниц агентства написала пост о том, что с журналистами необходимо дружить, что это важно для успеха в работе коллег по цеху. Данное сообщение было размещено в двух сообществах - пиарщиков и журналистов. Большинство пиарщиков восприняли информацию негативно, оставили в ответ немало комментариев и начали вести активную дискуссию. Что же касается журналистов, то они полностью согласились с высказанной мыслью и поддержали нашу коллегу. Разве можно сказать, что сообщество пиарщиков было недовольно? Нет, оно просто делилось своим мнением. Нападки пиарщиков в каком-то смысле вполне понятны: мы делим один рынок. Оставлять комментарии могут как сотрудники, так и конкуренты. В любом случае, наличие обратной связи - это уже хороший знак, это говорит о том, что ваш блог читают. На комментарии надо обязательно реагировать, их нельзя оставлять без внимания. Но и до информационной войны доводить общение не стоит. Не стоит ввязываться в пустые разговоры с оскорбительными репликами. В некоторых случаях можно и промолчать, все зависит от ситуации.

В феврале 2010 года эксперты журнала Forbes Russia обнародовали рейтинг популярности блогов, которые российские чиновники ведут на платформе LiveJournal. Критерием отбора сетевых дневников было не качество контента и не активность автора, а количество «френдов», сообщает Regnum.ru. Самый популярный блог - у Медведева. Сейчас среди чиновников модно вести блоги, вторить лидеру, соответствовать генеральной линии партии. Среди руководителей госструктур и представителей власти тех, кто действительно понимает, зачем нужен блог, увы, пока единицы. Одна из целей для тех, кто завел блог - отчитаться перед центральным руководством. Другой причиной может быть получение обратной связи от избирателей. Ведь самый эффективный блог - тот, где есть связь с читателями, реакция на их активность.

Так как построение коммуникации с кем бы то ни было - сложная задача, не стоит ждать, что чиновники или компании сразу же научатся общаться в блогах, но постепенно навыки взаимодействия в блогах и соцсетях совершенствуются у всех.

 

Евгений ЯКУШИН, генеральный директор «УК СИСТЕМА»

Блог «УК СИСТЕМА» еще совсем молод - ему чуть больше месяца. Но им уже активно интересуются. Поясню: сфера эксплуатации недвижимости всегда была информационно закрытой. Профильные компании дают о своей деятельности не так уж много сведений, а о применяемых технологиях и текущих проблемах и вовсе можно узнать лишь на специализированных мероприятиях или в личной беседе. В результате, суть процесса эксплуатации остается для широкой аудитории тайной за семью печатями. И в этой ситуации, на мой взгляд, намного больше минусов, чем плюсов. Люди должны понимать, что за услугу они получают. Несколько лет назад я написал книгу «Эксплуатация недвижимости» в двух частях. Она получила неожиданный даже для меня успех, и, на мой взгляд, это был отличный тест, показавший, каких именно сведений не хватает аудитории. Поэтому наш блог наполняется информацией двух типов. Первое - новости компании. Ведь это все же корпоративный блог. И вторая часть - это мои комментарии по актуальным проблемам эксплуатации недвижимости, рекомендации и ответы на часто задаваемые вопросы. Если взглянуть в общем на ситуацию в блогосфере, то можно увидеть формализацию и снижение информационной насыщенности блогов. Это, пожалуй, основное, что бросается в глаза.

Учитывая, какие возможности по редактуре всего контента блога есть у его автора, не считаю, что это действенный инструмент информационной войны. Хотя бы потому, что на этом поле игроков может быть много, но победитель известен заранее. Недовольные есть везде. Это могут быть разные люди. Их просто нужно различать. Есть те, кто недовольны всегда и всем. Таких проще игнорировать. Пусть ведут собственные блоги. Но есть и полезные недовольные. Они высказывают конструктивную критику, с ними можно вести полемику.

По большому счету, государственные блоги отличаются от других тем, что в них присутствует цель создания политической репутации для персоны или движения. Более ничем. Если у человека есть время - пусть ведет блог. Мы почитаем. Возможно, будет интересно.

Вопрос о том, не превратились ли корпоративные блоги просто в отчет по новостям, отчет о проделанной работе, справедлив, потому что такой тренд существует. В блоги ставят порой только официальную информацию. Но там открыта возможность комментариев. И здесь не стоит задавать вопрос, блоги ли это. В любом случае, такие блоги непрофессиональны и порой даже бессмысленны. Действительно, мнение автора и «написание от себя» - это то, что наиболее интересно читателю в блогах.

Я в принципе против формата видеоблога в применении к корпоративной среде. Попытки сдеать что-то более-менее приемлемое обычно заканчиваются неудачей. У меня при просмотре некоторых корпоративных видеоблогов возникает мысль, что люди по каким-то причинам не попали в передачу «Сам себе режиссер» и теперь наверстывают упущенное.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.