Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

6 предметов из Музея, который только-только открылся на Шаболовке

Дата публикации: 15 июня, 2017

7 июня открылся Музей авангарда на Шаболовке. С одной стороны, он должен рассказывать об архитектуре и повседневности района в 1920-е и стать местом для общения его жителей. С другой — удовлетворить запросы туристов и иностранцев, которые хотят больше узнать об этом периоде, причём не только в формате экскурсий.

Александра Селиванова, куратор галереи «На Шаболовке», основатель Музея авангарда

По словам куратора галереи «На Шаболовке» Александры Селивановой, о необходимости создать музей и жители района, и эксперты стали говорить в 2014-м, когда поднялась волна в защиту Шуховской башни. Эту идею удалось воплотить с помощью гранта от Центра социальных технологий «Гарант»: проект стал победителем конкурса инициатив по формированию локальных сообществ. Экспозицию собирали так: часть вещей передали местные жители и краеведы, часть забрали из расселённого авангардного дома и несколько экспонатов дали другие организации — Музей Москвы и Shukhov Lab. По просьбе Strelka Magazine Селиванова выбрала пять самых показательных предметов в экспозиции и рассказала, почему кухонная полка из бывшего общежития красноречивее исследований об авангарде.

Макеты Шуховской башни, Даниловского мосторга и дома-коммуны на Лестева

Макет района Шаболовки. Летняя школа АА, Шухов-LAB

В течение года в музее появятся макеты семи зданий, ключевых с точки зрения архитектуры и социальной программы, заложенной в новый облик Шаболовки в 1920-е. Шуховскую башню, первый дом-коммуну на улице Лестева и Даниловский универмаг можно будет увидеть в ближайшее время, по каждому из них можно дополнительно посмотреть чертежи и архивные фотографии. Ко Дню города рядом с ними встанут макеты школы и дома-коммуны архитектора Николаева, а в декабре — Хавско-Шаболовский жилмассив и крематорий. В итоге у нас будет представлена вся новаторская архитектурная типология 1920-х, на примере которой можно будет говорить об авангарде не только в масштабе нашего района, но и гораздо шире; организацию дома-коммуны на Лестева сравнить с другими подобными зданиями, от гиперболоида развить тему истории инженерии, цветовые палитры местных домов сравнить с Баухаузом и так далее.

Встроенная мебель

Этот шкаф для посуды с креплениями — наглядный пример того, как людей отучали от собственных вещей. При строительстве дома стена штробилась, к ней прикручивались крепления мебели, после чего поверх них наносилась штукатурка и краска. Такие предметы интерьера нельзя было ни перевесить, ни заменить своими, привезёнными из деревни, например.
Мы взяли этот экспонат в одном из двух зданий, которые называются «Ворота коммуны». Оно было построено в 1927 году, причём в одной его части были обыкновенные квартиры, а в другой — общежитие коридорного типа для медиков. В 2015 году дом расселили и планировали сносить, но нашёлся новый хозяин, и снос заменили реконструкцией. Мы получили официальное разрешение забрать из пустого здания вещи для музея, и я была удивлена, что все комнаты в общежитии сохранили обстановку 1920-х годов, как будто 80 лет с тех пор не прошло. Мы забрали оттуда кусок перил, вешалки, холодильные шкафы, вытяжки для самоваров, розетки, обои, ванные шкафчики. Это всё будет в одной части экспозиции, причём предметы можно будет потрогать, дверцы попробовать открыть.

Этот шкаф и другая мебель сделаны скорее в формах модерна, чем авангарда. Что очень важно показать, ведь часто историки архитектуры пишут про проекты, а не про их реализацию. А между тем самый популярный вопрос от туристов и иностранцев — «а как в этом всём люди жили?». И эта часть экспозиции показывает как раз настоящую, а не задуманную во ВХУТЕМАСе обстановку.

Дизайнерский дверной номерок 1920-х годов

Очень редкая находка из того же дома. Некоторые детали, например дверные ручки, мы собирались показывать в нескольких моделях из разных исторических периодов. И, скрутив с двери номерок 1960-х годов, нашли под ним первый, повешенный в 1920-х. Причём он оказался дизайнерским — этот шрифт придумал Сергей Чехонин, известный график эпохи авангарда. Чаще всего его использовали для полиграфии. И вдруг эти изящные линии мы находим на такой утилитарной вещи. Тем более что сам дом не был элитным. Известно, что для дома-коммуны на Лестева «Мосдрев» выпускал специальную мебель, например 250 кресел-качалок для зоны отдыха. А это — типовые интерьеры для обычного дома.

Механическая люстра конца XIX века

Эта механическая люстра висела в одном из деревянных домов, которые примыкали к Донскому монастырю. Она имела противовес, с помощью которого регулировалась высота. Когда в 1970-х годах дома стали сносить, владелец передал её краеведу Илье Малкову, а он уже принёс люстру в музей. Часть нашей экспозиции показывает детали того мира, на смену которому пришёл авангард. Здесь есть флаконы с заводов, находившихся в районе, осколки посуды. Причём многие вещи доставали буквально из траншей, когда в районе меняли коммуникации — получались «раскопки».

Находки с Дровяной площади

Эта площадь во многом определяла развитие района. Много веков подряд на ней шла торговля и стояли извозчики. Потом часть территории заняла радиобаза Государственных объединённых радиозаводов (ГОРЗ), и это стало предпосылкой того, что Шаболовку выбрали для строительства радиобашни Шухова.

Эти подковы и обувь — как раз свидетельства более ранней истории района. Мне эти ржавые предметы напоминают об истории первого советского маньяка, Василия Комарова-Петрова. Его дело потрясло всю Москву. Он жил в этом районе, работал извозчиком на Дровяной площади и заманивал жертв к себе домой. Первой зацепкой в деле стало то, что в мешках с телами жертв находили солому и сено. Так догадались о возможной профессии убийцы и стали дальше раскручивать дело. Кстати, на судебном процессе над Комаровым присутствовал в качестве журналиста Михаил Булгаков. И в результате написал известный очерк о природе зла «Комаровское дело».

Личные вещи Владимира Шухова

Музей Москвы нам предоставил два предмета, которые иллюстрируют повседневность инженера, создавшего главный символ Шаболовки. У Владимира Шухова было два хобби — велосипеды и фотография. Причём он увлекался стереофотографией, съёмкой, которая ведётся с помощью двух объективов, и получается три совмещающихся изображения. Шухов часто снимал таким образом свои постройки. Его фотографию монтажа первой секции башни, стереокамеру и стереоскоп, с помощью которого рассматривали такие многослойные изображения, а также его циркуль-измеритель мы покажем в экспозиции. В планах — представить копии его записных книжек, хранящихся у наследников инженера.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.