Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Ирина БАХТИНА, Вице-президент Ассоциации директоров по корпоративным коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР)

Дата публикации: 6 марта, 2014

«За профессиональным рейтингом – в АКМР»...

Ирина БАХТИНА, Вице-президент Ассоциации директоров по корпоративным коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР):

Идея собственного профессионального рейтинга директоров департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям зрела в российской PR-отрасли довольно давно. Встречаясь на заседаниях правления или профильных комитетов АКМР, члены ассоциации – руководители по корпоративным отношениям российских компаний и международных представительств – сетовали на то, что многочисленные, растущие как грибы, рейтинги, затеваемые, как правило, большими межотраслевыми объединениями и ведущими деловыми изданиями, весьма поверхностны. Как правило, они заточены под «самовыдвиженцев» и лишены иммунитета против любителей технологии «накручивания баллов», а посему нередко возводят на пьедестал имена, которые экспертам отрасли ни о чем не говорят и которые объективно не способны стать ориентиром для новых поколений корпоративных пиарщиков, джиарщиков и коммуникаторов. От пустых сетований члены АКМР быстро перешли к делу и составили собственный рейтинг TOP-COMM.

В августе 2013 года на своем заседании члены правления ассоциации горячо поддержали идею Игоря Игнатьева, Президента АКМР, разработать собственный отраслевой рейтинг. В октябре на специальном заседании Комитета АКМР по отраслевым стандартам и сертификации (КОСС), проходившем в гостеприимном зале переговоров «МТС», руководители по корпоративным отношениям таких компаний, как Аэрофлот, Банковские кредитные системы, ИнтерРАО-ЕЭС, МТС, Росгосстрах, Юнилевер Русь, SCA и другие, дали свои рекомендации относительно основных параметров и методик составления рейтинга, а также способов обеспечения безопасности и повышения уровня доверия к нему на ряде дополнительных встреч рабочей группы АКМР. 

На основании моих рекомендаций структура рейтинга была наполнена максимально подробным содержанием, а также была разработана авторская методика калькуляции баллов.

Рейтинг посвящен оценке активности и эффективности директоров департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям и включает в себя 4 основных раздела (A, B, C, D), каждый из которых имеет разный пропорциональный вес внутри общего рейтинга. Каждому вопросу рейтинга сопутствует пояснение, носит ли он справочный (аналитический) или определяющий характер – от этого зависит, будет ли учитываться ответ в начислении пунктов калькулятором. Справочные вопросы касаются в основном бизнес-параметров той организации, которую представляет участник рейтинга, ответы на них останутся конфиденциальными, а вот агрегированные данные помогут АКМР увидеть на одной из ключевых конференций года и представить профессиональному сообществу общую картину по PR-отрасли в графиках и диаграммах.

Независимо от того, какова итоговая сумма баллов, набранных соискателем по каждому разделу, она умножается на коэффициент, присущий конкретному разделу, в зависимости от его веса внутри рейтинга.

Раздел А «СОИСКАТЕЛЬ» посвящен анализу информации о персоналии руководителя департамента, который, собственно, и является непосредственным участником рейтинга. Вес в общем рейтинге данного раздела равен 10%, соответственно, итоговая сумма баллов, начисленных по этому разделу, умножается на коэффициент 0.1.

Раздел В «ОРГАНИЗАЦИЯ» посвящен анализу информации об организации (корпорации, холдинге, предприятии), в структуре которого осуществляет свою деятельность департамент и (или) руководитель, являющийся участником рейтинга. Вес раздела в общем рейтинге равен 5% (коэффициент 0.05).

Раздел С «ДЕПАРТАМЕНТ» посвящен анализу информации непосредственно о департаменте, оцениваемом в рамках рейтинга, его положении, структуре, функционале, развитости (зрелости), ресурсной, нормативной и образовательной основах деятельности. Вес раздела в общем рейтинге равен 15% (коэффициент 0.15).

Раздел D «ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА» содержит 4 подраздела, посвященных анализу информации об основных (ключевых) функциях департамента. Вопросы, относящиеся к соответствующим функциям (D1, D2, D3, D4), не активируются, если соискатель не отметил их в общем перечне дисциплин, поддерживаемых функционалом своего департамента, в предыдущем разделе (С). Опять-таки, каждый подраздел имеет собственный (индивидуальный) вес в общем рейтинге. Расклад здесь таков: раздел D1 «ВНЕШНИЕ КОММУНИКАЦИИ» с весом 15% (коэффициент 0.15), раздел D2 «ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ» с весом 15% (коэффициент 0.15), раздел D3 «СВЯЗИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» с весом 20% (коэффициент 0.2) и раздел D4 «PUBLIC RELATIONS» с весом 20% (коэффициент 0.2).

Активное участие в разработке и обсуждении структуры рейтинга реальных практиков и профессионалов своего дела позволило максимально учесть все «проблемные» зоны существующих рейтингов, включить перекрестные вопросы, взаимоувязать часть формул, предусмотреть запросы дополнительной информации и сбалансировать перечни открытых и закрытых вариантов ответов. Все это необходимо для того, чтобы избежать искусственно раздутых результатов и алогизмов в процессе калькуляции.

Свой рейтинг мы решили назвать кратко, но емко: TOP-COMM. Проводить его АКМР планирует ежегодно (начиная с 2014 года), не позднее февраля-марта, с таким расчетом, чтобы участвующие в рейтинге директора могли подкреплять свои ответы консолидированными данными за предыдущий год.

 

Проводить Рейтинг TOP-COMM АКМР планирует ежегодно  не позднее февраля-марта, с таким расчетом, чтобы участвующие в рейтинге директора могли подкреплять свои ответы консолидированными данными за предыдущий год.

Справка:

Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративных Медиа России (АКМР) основана в России 6 октября 2004 года. В нее входят транснациональные корпорации с мировыми брендами,  такими как «Газпром», «Аэрофлот», Unilever, Philip Morris, Shell и многие другие.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.