Тысячи километров на одном литре топлива
В мае 2012 года в 28-й раз был проведен европейский эко-марафон «Шелл» — соревнование, в котором определяется транспортное средство с наиболее низким расходом топлива...
В мае 2012 года в 28-й раз был проведен европейский эко-марафон «Шелл» — соревнование, в котором определяется транспортное средство с наиболее низким расходом топлива. В этом году впервые за всю историю своего существования эко-марафон «Шелл» проходил не на гоночном треке, а на улицах голландского города Роттердам. В ходе проведения марафона было установлено 3 новых мировых рекорда.
Эко-марафон «Шелл» — одно из самых трудных студенческих соревнований в области инноваций. Старшеклассники и студенты колледжей всего мира соревнуются между собой в создании и испытаниях в условиях реальной гонки средств передвижения с наиболее экономичным расходом топлива.
На улицах
Эко-марафон в Роттердаме принципиально отличался от проводимого годом ранее в Германии марафона, когда гонка проводилась на автодроме Lausitzring. Зрители смогли наблюдать за ходом соревнования, находясь буквально в двух шагах от трассы.
В рамках эко-марафона был проведен ряд мероприятий, посвященных вопросам экономии энергии и топлива.
Среди них образовательно-развлекательная выставка The Lab, игра «Зорбинг-мяч», участники которой могли узнать количество энергии, вырабатываемое ими во время пробега, или соревнование маленьких электромобилей, работающих на соленой воде. Всего за четыре дня эко-марафона «Шелл» в его мероприятиях приняли участие около 40 000 человек.
Тяжелые условия
Гонка проходила в достаточно непростых для эко-мобилей условиях: участникам эко-марафона пришлось преодолеть пять поворотов под прямым углом. В связи с этим команды были вынуждены положиться на мастерство своих пилотов, ведь именно от них во многом зависел успех.
Эко-марафон продемонстрировал возможности практического применения разработанных транспортных средств в условиях города.
Взаимопомощь
В соревновании приняли участие почти 200 команд из 21 страны Европы. Модели, участвовавшие в гонках, были представлены в двух категориях: «Прототипы» – автомобили с футуристической аэродинамикой, и «Городские концепты» — более практичные автомобили, спроектированные с учетом особенностей дорог и современных требований.
Гонки проходили в дружественной атмосфере, команды охотно помогали друг другу в случае необходимости. Например, команда Tufast Eco из Мюнхенского технического университета в свой выходной помогла турецкой команде из университета города Сакарья.
Рассказывает Тобиас Фламм, член Tufast Eco: «В обед команда из Турции обратилась к нам за помощью, поскольку их автомобиль не прошел технический контроль. Сначала мы думали, что проблема незначительная, но в конце концов нам пришлось перебрать всю тормозную систему, с которой мы провозились до 7 часов утра!
Но ведь именно в этом и состоит суть нынешнего соревнования — собрать команды, которые искренне помогают друг другу». Участники эко-марафона были настолько увлечены общим делом, что даже оставались ночевать между его отдельными этапами, не переставая совершенствовать свою технику.
Результаты снова поражают
В ходе эко-марафона зрители наблюдали впервые за несколько последних лет самую острую борьбу за первое место. В результате призы получили команды из 10 стран и было установлено три новых рекорда:
• в категории «Городские концепты» команда Electricar Solution из Франции побила текущий рекорд в классе автомобилей с аккумуляторным питанием, показав результат 262,6 км/кВт•ч (это превосходит предыдущий результат на 29,6 км/кВт•ч) ;
• команда DTU Roadrunners из Датского технического университета улучшила собственный прошлогодний рекорд на 102,1 км/л, проехав 611,1 км на одном литре топлива;
• в категории «Прототипы» команда MAC Eco из Нидерландов выиграла заезд на автомобиле, работающем на синтетическом жидком топливе, с результатом 416,3 км/л, что значительно превышает рекорд 2011 года — 138 км/л.
Помимо результатов гонок, были отмечены достижения в таких номинациях, как «Технические инновации», «Наиболее безопасное решение», «Командный дух» и«За лучшее освещение проекта». Команда Shelly из Астонского университета (Великобритания) получила награду в номинации «Экологический дизайн» за автомобиль, работающий на водороде, который использовал устойчивую энергию.
Его кузов выполнен из картона и фанеры, сертифицированной британским лесничеством. Шины сделаны из биорезины с добавлением джутовых волокон. Весь механизм может быть полностью разобран на части, что особенно удобно при транспортировке.
Прекрасные результаты показала команда Microjoule-La Joliverie (Франция), многократно побеждавшая в предыдущих соревнованиях. Ее студенты заняли первое место в категории прототипов: они спроектировали двигатель внутреннего сгорания, показавший рекордный результат расхода топлива – 2832,8 км/л! Только представьте, что вы могли бы проехать от Праги до Лиссабона всего на одном литре топлива!
Конечно, сегодня из-за малой вместимости подобные поездки были бы не слишком удобными, и вы не смогли бы взять с собой большой багаж. Однако разработанные студентами концепты представляют практическое воплощение инновационных идей, которые в будущем помогут решить растущую проблему нехватки энергетических ресурсов.