«Увидеть Дальний Восток – и начать жить»
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, дал оценку туристическому потенциалу российского Дальнего Востока для EastRussia...
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, дал оценку туристическому потенциалу российского Дальнего Востока для EastRussia www.eastrussia.ru/material/kuda-put-derzhat/ «В России поток гостей быстро увеличивается там, где есть туристические драйверы. Пока от Востока России в различные туристические рейтинги популярности попали четыре явления из трех регионов, которые и являются на сегодня главными направлениями для въездных и внутренних потоков гостей.
Это Золотой мост Владивостока — 10-е место в топ-10 культурных объектов России по версии TripAdvisor; ресторан Zuma (снова Владивосток) — № 1 в топ-10 TripAdvisor российских ресторанов высокой кухни, популярных среди путешественников; гостевой дом «Антариус» (Паратунка, Камчатка) — № 23 в топ-25 TripAdvisor лучших B&B/мини-отелей и гостиниц России; национальный парк «Ленские столбы» (Якутия), с 2013 года регулярно входящий в списки must see достопримечательностей России.
В регионах Дальневосточного федерального округа расположены четыре природных объекта, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: вулканы Камчатки, Центральный Сихотэ-Алинь (Приморье), остров Врангеля (Чукотка) и, опять же, национальный парк «Ленские столбы». Это ключ к пониманию главных на сегодня глобальных преимуществ Востока России: туристов манят большие пространства сказочной, сохранившейся в почти неизменном виде природы гораздо более раннего периода, чем наш современный.
На Востоке России наиболее ярко заметна неравномерная проектная готовность территорий, в частности в туристической сфере. Из 68 инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных на 26 июня 2015 года Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» от Дальневосточного округа — только четыре туристско-рекреационных кластера, причем один из них — из Якутии (зоопарк «ОртоДойду»), а три остальных — от Приморского края («Приморское кольцо», «Пидан» и «Изумрудное кольцо»). Кроме того, туризм входит в число специализаций территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Остров Русский», также представляющий Владивосток.
Владивосток не так давно добавил еще два аргумента в свою пользу – открытие эффективной проект-миссии «Агенты Владивостока» #ОткройВладивосток и свое включение в десятку самых красивых приморских городов мира по версии National Geographic.
Очевидно, что инфраструктура Приморского края — организационная, коммуникационная, образовательная — лучше всех на Востоке России готова к эффективному приему инвестиций в туризм. А если учесть, что в ближайшие год-два к драйверам Приморского края добавятся одна из четырех официально установленных игорных зон России — игорная зона «Приморье», статус Свободного порта Владивостока с облегченным визовым режимом (уже законодательно оформлен) и чуть позже — крупнейший в России океанариум, то вопрос о туристическом лидере 2010-х годов в ДФО получит однозначный ответ.
Из дополнительных явных ресурсов развития туризма в этом российском макрорегионе выделяется организация «красных маршрутов» (это направление туризма подразумевает посещение памятных мест, связанных с жизнью коммунистических лидеров и революционным прошлым) на Юго-Востоке России. Именно эти маршруты, как показывает опыт, быстрее находят спрос у растущего потока туристов из соседнего Китая. Ориентированными на Китай могут быть и приграничные ярмарочные маршруты в Еврейской автономной области и той же Амурской области, благо стихийно приграничная торговая инфраструктура в этих регионах уже формируется.
На службу развитию туризма в российских регионах в последнее время чаще всего призывается организация регулярных событий. На Востоке России самыми крупными из них, вовлекающими в себя 100 тыс. и более человек, являются День тигра во Владивостоке с ярким истинно юго-восточным шествием и якутский «Новый год» — праздник Встречи солнца Ысыах Туймаады, ежегодный поставщик достижений для Книги рекордов Гиннеса.
Важный момент для понимания специфики темы состоит в том, что туризм на Дальнем Востоке очень юный, и о многих его возможностях не догадываются не только зарубежные путешественники, но и местные туристические компании. Недавно был отмечен всплеск интереса к экстремальному туризму в Магаданской области. На фоне вообще высокого спроса на российскую охоту и рыбалку ударными темпами растут запросы на лов в удаленном озере Лабынкыр — якутском Лох-Нессе. Откровением для многих стало то, что в погоню за качественной океанской волной на Камчатке и Сахалине с каждым годом пускаются все больше заезжих серфингистов.
При этом потенциальным флагманом природного туризма Востока России является, скорее, не «огненная земля» Камчатка, а Республика Саха (Якутия), которая по площади больше, чем Аргентина, между прочим занимающая 8-е место в мире по размеру территории.
По Якутии протекают две реки, входящие в топ-10 рек России по площади бассейна — это Лена (3-е место) и Индигирка (10-е). В связи с перспективами Якутии можно говорить про полюс холода, про якутскую национальную кухню, про добываемые здесь алмазы и ежегодную «Бриллиантовую неделю», про почти круглогодичный горнолыжный комплекс на Алдане... Но главный медийный интерес в мире Якутия вызывает сейчас темой клонирования своих многочисленных найденных мамонтов. Этот уже трехлетний новостной повод может вызвать серьезный туристический интерес к местам бывших и будущих мест обитания древних животных, тем более что уже проектируется Всемирный центр мамонта, который будет расположен недалеко от Якутска — на берегу Лены».