Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Фильм недели: «Марсианин»

Дата публикации: 16 октября, 2015

Новый фильм классика Ридли Скотта — самый гуманистический образец модного кинотренда «если вы потерялись в космосе»....

Новый фильм классика Ридли Скотта — самый гуманистический образец модного кинотренда «если вы потерялись в космосе». 

Проводя работы на Марсе, астронавты миссии «Арес 3» балагурят, попусту засоряя эфир шуточками (экспедиция не первая, дело привычное), чем раздражают командира экипажа Мелиссу (Джессика Честейн). А бортовому ботанику Марку Уотни (Мэтт Деймон) нравится. Он как будто чувствует, что радость простого человеческого общения с ним ненадолго. Налетит буря; Марка снесет во мрак оторвавшейся от корабля балясиной; экипаж не найдет его, сочтет мертвым и, скорбя, отправится в долгий путь домой. Все, что останется ботанику, когда он очнется, это станция-времянка (связь с НАСА не работает), пара гусеничных драндулетов и ноль надежды на спасение.

Если представители внеземных цивилизаций смотрят фильмы Ридли Скотта, у них есть резоны всякий раз неприятно напрягаться, когда мастер берется за кино про космос: уж больно отвратительно они там выглядят («Чужой» и «Прометей» для инопланетян-патриотов — пощечина, по звонкости сопоставимая с «Номером 44» на вкус чуткого российского минкульта). Земные зрители тоже готовы ко всякому: последние фильмы мастера сделаны не на пике творческой формы. И те и другие могут расслабиться. Третий визит сэра Ридли в космос — самый миролюбивый (инопланетян нет вовсе) и сюжетной незамысловатостью приятно контрастирует не только с тем же «Прометеем» и «Советником», но и, скажем, с «Интерстелларом».

С заумным и пафосным блокбастером Кристофера Нолана у «Марсианина» немало параллелей. Оба фильма — про то, что делает с человеком одиночество в космосе. И там и здесь роль забытого на чужой планете астронавта играет Мэтт Деймон (когда актер пожаловался на схожесть образов Ридли Скотту, Скотт ответил, что это ничего). В фильме Нолана настрой на живучесть доводит героя до попытки убийства ближнего, как только тот приключается рядом. А в «Марсианине» — до высот кроткого гуманизма. Потому что по ощущениям «Марсианин» — не причудливый спин-офф «Интерстеллара», а, конечно же, фантастический ремейк «Спасти рядового Райана». Кто сыграл рядового Райана в «Спасти рядового Райана»? Правильно, Мэтт Деймон.

Его новый герой, космический Робинзон Крузо без Пятницы (бобыльствовать он предусмотрительно привык еще на Земле: жены нет, детей нет, родителям просит передать весточку, только если вдруг умрет), делает все, чтобы не свихнуться. На почве культурной безысходности небезуспешно пытается полюбить старые диско-хиты (и вы их тоже полюбите) — но и без боуевской Space Oddity не обходится. Добывает воду (на момент съемок картины ученые на Красной планете ее еще не обнаружили). Воплощает советскую грезу «И на Марсе будут яблони цвести» на примере картофеля; «Марсианин» — это еще и актуальная притча об импортозамещении, где в самом душераздирающем эпизоде мерзнет урожай. А главное, верит, что его непременно спасут (над этим идет активная работа на Земле и орбите; исключительно на Деймона, при всех его талантах, таращиться 140 минут было бы чересчур). Будто отчасти догадывается, что обретается все-таки не на Марсе, а в надежной реальности голливудского блокбастера, чей железобетонный гуманизм иной раз несколько раздражает, конечно, но в случае «Марсианина» внезапно бодрит. Да и в формулировке «Один человек важнее космоса», высеченной сценаристами картины золотом на камне, что-то определенно есть, не так ли? Снять картину «Не спасти рядового Райана» Скотт, при всей известной свободе творческой мысли, не планировал. 

Еще три важных фильма про одиночество в космосе

«Луна 2112»

Великобритания, 2009

Главный герой, командированный в космос на три года, обнаруживает, что он на корабле не один (его даже и не два и не три, а куда больше), и пытается понять, что с этим делать. Фильм дебютанта Данкана Джонса, сына Дэвида Боуи (спевшего про космос не меньше, чем Кобзон с Лещенко вместе взятые), ломится от цитат, но они очень ловко вмонтированы в аскетичный сюжет и все на своих местах. Кубрик гостит у Тарковского, а тут заходит Спилберг.

«Гравитация»

США — Великобритания, 2013

Шедевр Альфонсо Куарона, собственно, и задавший нынешний космический тренд — ровно полтора часа абсолютного визуального счастья, который обеспечивают максимальный эффект присутствия. И впрямь чувствуешь себя погавкивающей с внеземной тоски среди звезд Сандрой Баллок, одиночество которой нарушает лишь призрак Джорджа Клуни: «Давай-ка выпьем водки».

«Интерстеллар»

США – Великобритания — Канада, 2014

В фильме избыточно все: притча о путешествии сквозь время, измерения и расстояния блудного отца в исполнении Мэтью Макконахи чересчур заумна, слишком болтлива, чрезмерно пафосна. Но и очень увлекательна, красива, отлично сыграна и, как всегда у Кристофера Нолана, безупречно сделана.

vashdosug.ru

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.