Одно из главных арт-событий года - 100-летие «Черного квадрата» Малевича. В Москве тоже приготовили двойное поздравление с юбилеем.
В Третьяковской галерее начала работу выставка «Под знаком Малевича», где представлена графика основателя супрематизма и его ближайших последователей. Она продлится до 14 февраля следующего года. Стоит сказать, что неистовый Казимир чувствовал себя реальным мессией и нес открытый им стиль в массы – отсюда и различные круги-секты, которые возникали вокруг его персоны то в одном, то в другом городе. Так, отдельный зал посвящен объединению Супремус, куда в 1916-1917 годы входили виднейшие авангардисты (Удальцова, Попова, Крученых, Клюн, Экстер). Как это часто бывает, каждый художник вносил в геометрическую абстракцию что-то свое - этим, с одной стороны, создавалось многообразие авангарда, а, с другой, своеволие вело к быстрому развалу группы. Куда как более сплоченная команда возникла в Витебске, куда Малевич перебрался в 1919 году – там начала работу бригада Уновиса или «Утвердители нового искусства». За три году в Художественно-практическом институте Малевич воспитал плеяду художников, перевернувших преставление об искусстве и, конкретно, о дизайне (среди них – Чашник, Суетин). Все этапы малевической практики – от его собственной лаборатории до целой школы – показаны и рассказаны на Крымском валу. Правда, огромная очередь в филиал Третьяковки стоит совсем не из-за Малевича, все стремятся попасть на блокбастер, посвященный Валентину Серову. Выбирайте правильное время.
В качестве продолжения разговора о наследии русского авангарда очень советуем отправиться на выставку в Галерею Зураба Церетели, где вот-вот откроется многообещающий проект «Вокругквадрата» (именно так – в одно слово). Открылся 11 ноября и пройдет чуть больше месяца до 17 декабря. Интересно, что ему предпослано смелое высказывание Александра Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим названием мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Насколько гибельный был путь «Черного квадрата» призваны разобраться современные художники, не раз переплавлявшие супрематизм в своих вещах. Тут и скандалисты «Синие носы», и архитектор Юрий Аввакумов, и Андрей Бильжо – в общем, вся перестроечная рать. Кураторы обещают, что это будет захватывающее путешествие по неизведанному лабиринту. Пока приходится верить им на слово. Если вы всерьез хотите понять авангард и увидеть его истоки, то вам придется поехать в Швейцарию. Если быть совсем точным, в Фонд Байлер в Базеле, где открылась выставка «В поисках 0.10». Она посвящена первым показам знаменитого «Квадрата» и воссоздает петроградскую экспозицию 1915 году, на которой Малевич с его геометрическими картинами произвел фурор. В том, что именно швейцарцы оказались в фаворе, нет ничего удивительного – супрематизм давно распространился по всему миру. Однако и Москве кое-что перепало.
vashdosug.ru