Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Дата публикации: 13 декабря, 2011

Зачем Эрнст скрывает, что Высоцкого сыграл Безруков...

Весь пар ушел в гримерку. О новом фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Сергей Пархоменко

Я сходил на премьеру фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова. И хотя я, конечно, совсем не профессиональный критик, я все-таки выскажу свое, сугубо дилетантское, мнение.

Сначала про хорошее. В фильме есть несколько замечательных актерских работ. Блестяще сыграл Андрей Астрахан, Иван Ургант оказался прекрасным актером, также хороши были и Панин со Смоляковым. И мне видится в их игре какое-то личное человеческое отношение к теме и к герою — видимо, эти роли они рассматривали как личный взнос в историю возрождения памяти о Высоцком. При этом выкладываются они больше, чем им предлагает материал: как мне показалось, сценарий у этой картины неубедительный, примитивный и странный.

Фильм Буслова — это история про то, как Высоцкий все время хочет уколоться морфием, но морфий трудно достать. Герои все время бегают за этими ампулами, а следом за ними бегает КГБ, который пытается их поймать на этих самых ампулах. Вот собственно и все. Поэтому в глаза бросается противоречие: здесь замечательные актеры оставлены в каком-то полупустом пространстве с пустыми руками.

Кроме того, фильм перегружен напряженной драматичной музыкой, а это означает только одно: авторам больше нечем создать драматизм в фильме. Отсутствие хорошо придуманной и рассказанной истории заставляет их долбать по ушам аккордами и пытаться хотя бы так создать настроение.

Ну и, конечно, есть в этой картине отдельная история с аттракционом под названием «грим Высоцкого». К сожалению, назвать ее удачной никак нельзя. Живого лица ему сделать не получилось, а получился вместо этого кусок автопокрышки: много резины, натянутой на голову Безрукову. Видно, что это резина и что он не может в ней шевелиться: мертвые губы, плоские щеки, неправдоподобно выглаженный нос. Иногда эту резину красят толстым слоем серой краски, чтобы сделать «бледный цвет лица», или розовой краски — для «румяного цвета». А еще иногда смазывают каким-то клеем, чтоб выглядело, как будто вспотел. Даже в последнем «Кинг-Конге» грим был куда живее и виртуознее. Что уж говорить о таких чудесах компьютерного грима и тончайшей мимической работы, которую мы видели в фильме «Тин-Тин».

Конечно, вся эта история с бесконечной, изнурительной беготней за морфием (видимо, авторам очень хотелось придать картине детективный и страшно динамичный характер) намотана на отношения между свободным художником и бездушной репрессивной машиной. Создатели пытаются сделать какие-то важные политико-философские выводы, но выглядят они, к сожалению, совершенно неубедительно.

На самом деле тема действительно важная и серьезная. Можно и нужно снимать про это кино. Но в данном случае весь пар ушел в гримерку.

Так что фильм «Высоцкий» — это очередная победа живого актера над бездушной машиной. Этот неудачный эксперимент показал, что хороший актер может внести гораздо больший эмоциональный вклад и доставить больше удовольствия, чем разнообразные кинематографические навороты.

Владимир Семенович Макгаффин

Сэм Клебанов

Попробую сформулировать впечатление от премьеры «Высоцкого».

Во-первых, это все-таки кино, причем значительно превосходящее по профессиональному уровню большинство поделок отечественного кинопрома. Но кино весьма проблемное, причем основные проблемы лежат очень глубоко, на уровне концепции. Нас когда-то учили на факультете прикладной математики: самые дорогостоящие ошибки — это те, которые заложены еще на уровне проектирования, т. е. еще до того, как написана первая строка программного кода. В данном случае — не просто до начала съемок, а, наверное, еще до написания первой строчки сценария. Т. е. тогда, когда решили рассказать о Высоцком посредством одной полудетективной истории, случившейся на узбекских гастролях таганского барда. Это вообще характерно для новых русских байопиков: просто рассказать об интересном персонаже недостаточно, надо обязательно вписать это все в жанровую детективно-триллерную структуру, иначе как бы не зрительское кино получится (пример: рухнувшая под грузом жанрового трэша «ПираМММида»).

В итоге, благодаря героическим усилиям и упорному труду режиссера Буслова и артистов условно-второго (на самом деле безусловно первого) плана, получилось то, что получилось: добротный ретродетектив из жизни кагэбэшников и концертных администраторов, плюс любовная история, за которую тут отвечает прекрасно играющая и выглядящая Оксана Акиньшина. Высоцкий там, конечно, тоже есть, но лишь в роли некоего «Макгафина» (придуманный Хичхоком термин, обозначающий нечто, что само по себе не так уж важно для зрителя и часто просто непонятно, но что обеспечивает мотивации главных героев картины. Например, какие-то очень важные, но особо не конкретизируемые государственные тайны в Notorious, Виктор Ласло в «Касабланке», фиктивный шпион в North by North-West, чемоданчик с «чем-то светящимся» в Pulp Fiction и т. д.), механически приводящего в действие колеса сюжетного механизма. Он вроде бы должен быть энергетическим центром фильма, но почти ничего особо интересного в этом центре не происходит. Человек, похожий на Высоцкого (и беззастенчиво обозначенный в титрах как «Владимир Высоцкий»), не более чем трагическая маска (pun intended). Очевидно, предполагается, что о том, кто за этой маской скрывается, зритель должен знать и без всякого кино. А вот какого Высоцкого увидят те, кто не знает (скорей всего, их гораздо больше, чем это кажется создателям фильма): это достаточно молодой, харизматичный, но уже очень нездоровый мужчина, плотно подсаженный на морфий и большую часть экранного времени находящийся в жестких ломках.

Из разговоров в первой пятиминутной сцене мы узнаем, что он работает актером театра, правда, на сцене его ни разу не увидим. Еще мы узнаем, что он поет и выступает с «левыми» концертами (и даже услышим, кажется, полпесни), что он любит быструю езду, не любит любое начальство, будь оно медицинским или милицейско-гэбэшным, а также то, что его окружают разнообразные прохиндеи, плюс один верный друг и две любящие женщины: одна во плоти и вторая в виде голоса из телефонной трубки. Любовный треугольник — это, кстати, всегда очень интересная тема, драматический конфликт, вокруг которого можно построить целый фильм. Но здесь этот треугольник просто обозначен как данность: вот их двое — и все, не задавайте лишних вопросов, пожалуйста. Еще он умирает и оживает (надеюсь, это не спойлер?), но саспенс в ключевой сцене клинической смерти близок к нулю: те, кто Высоцкого знают, в общем-то в курсе, что он умер не в Узбекистане, остальным же фильм дает слишком мало поводов проникнуться глубокой симпатией к явно обреченному наркоману с гитарой. Ожив (во всех смыслах этого слова), герой таки сыграет под занавес одну хорошую сцену со своим антагонистом-кагэбэшником. И тогда станет ясно, что экранный Высоцкий — настоящий мужик: сильный, умный, волевой и несгибаемый. Ну, а с другой стороны, кто-то в этом сомневался? Зато окружающие его персонажи живут очень интересной жизнью, участвуют в не замеченных главным героем детективных интригах и переживают те самые необратимые трансформации, которые, как учит в своих книгах и лекциях сценарный гуру Роберт Макки, и составляют основу драматургии. Жуликоватый администратор (блестящая роль Астрахана) превращается из безвольного труса-сексота в отчаянного храбреца; мерзкий кагэбэшник (суперфактурный Андрей Смоляков) неожиданно обнаруживает в себе неиспользованный ресурс порядочности (привет «Жизни других»).

Акиньшина возносится до божественных высот и творит чудеса любви. Нервный и закомплексованный лучший друг (не похожий на «обычного себя» Ургант) мужественно бросается на условную амбразуру. И даже в душе алчного импресарио (Максим Леонидов) чуть заметно просыпается некое подобие благородства. Смотреть за всеми этими героями достаточно увлекательно и, несмотря на очень странную и периодически провисающую драматическую структуру, фильм все-таки держит. Да и атмосфера времени и места там тоже есть. В общем, Буслов сделал все, что мог. «Актер, сыгравший Высоцкого» тоже постарался: вытащил из образа все то немногое, что позволяла драматургия. Эксперимент с гримом/спецэффектами оказался настолько удачен, насколько это позволяют сегодняшние технологии — вряд ли имеет смысл предъявлять претензии. Этот фильм смотрелся бы, наверное, намного лучше, будь он, например, третьим, или четвертым фильмом о Высоцком. Типа «а вот был еще интересный случай в 79 году...». Но в качестве столпа национальной мифологии, по-моему, не работает.

P.S. Там еще есть куча логических дырок и сценарных ляпов, углубляться в которые не очень хочется: можно еще столько же написать. Но от одного вопроса все-таки не удержусь: если уж брать на гастроли личного врача, то почему им должен быть тот вызывающе некомпетентный клоун, которого изображает Панин? Вот уж с кем не происходит вообще никаких трансформаций: как он заявлен в начале фильма идиотом, так до конца картины идиотом и остается.

Зачем Эрнст скрывает, что Высоцкого сыграл Безруков?

Наталья Барабаш

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» вышел очень вовремя. Аккурат к выборам. И показал нам новую реальность — сначала в игровой форме.

Все журналисты знают, что Высоцкого сыграл Безруков. Я сейчас не о качестве игры и не о почти правильном утверждении, что на самом деле Высоцкого сыграл упиравшийся по 4 часа каждый съемочный день гример и компьютерщики. Я про того, кого так старательно преобразовывали, чтобы он стал похож на настоящего. На настоящего не похож: драйва нет, стержня, килограммовый грим вниз тянет... Но никто из массовых СМИ не может (!!!) открыто назвать исполнителя главной роли! Уже фильм вышел, а они все пишут экивоками: знаем, но сказать не можем, угадываем, но не хотим говорить...

А почему, собственно? У СМИ нет прямого контракта с Эрнстом, запрещающего это упоминание. За деньги, я имею в виду. Между тем еще на стадии съемок у фотографов были кадры с гримирующимся Безруковым, но ставить их никто не решился... А сейчас ситуация и вовсе идиотическая: уже и зрители знают, что сыграл Безруков. Но сказать, что король-то голый, низ-зя! Тайна официально остается тайной, хотя ее все знают. Это вам ничего не напоминает?

Будь я конспирологом, уже радостно потирала бы руки: это так проверяют СМИ на послушание. Знаете, кто на самом деле скрывается под резиновым лицом? Ну и молчите себе в тряпочку!

И еще одно задевает.

Из биографии Высоцкого, в которой до сих пор полно тайн (ну, например, некоторые бывшие сотрудники КГБ считают, что органы не пресекали увлечение Высоцкого морфием, а поощряли и даже сами наркотик поставляли, чтобы он уже поскорее упокоился с миром. Стенографическое воспроизведение последней недели Высоцкого — одно из самых страшных чтений в моей жизни: компашка «приятелей» и «доктор» квасят, развлекаются и время от времени совершенно спокойно гоняют куда-то за морфием, пока Высоцкий умирает на кушетке. Они даже не хотят к нему подходить, чтобы проверить: жив ли еще... А доктор дает ему одновременно успокоительные и стимулирующие препараты, что не может не привести к такому концу. Была версия: органы мечтали, чтобы Высоцкий умер во время Олимпиады, когда Москва была пустая, все под жестким контролем и народу вроде не до того). Так вот, из этой биографии главной тайной сделали имя актера Безрукова. Решили, что именно сокрытие этого имени, а не имя Высоцкого, обеспечит картине высокие рейтинги и внимание аудитории. Все придут посмотреть не на то, что происходило с поэтом, а на то — Безруков? Не Безруков? Похож? Не похож?

И все основные массмедиа почему-то держат интригу, которая не более чем коммерческий ход одного продюсерского центра. А ведь во всем мире журналисты сразу предают гласности любую интересную информацию, ну если она не принесет ущерба обороне страны. Волею судьбы имя Высоцкого, так сильно страдавшего от цензуры и «зажима», само стало орудием цензуры.

А ведь это пока всего лишь кино!

Источник: snob.ru

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.