Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского

Дата публикации: 30 июня, 2014

Посетителям Пушкинского музея выпадет действительно уникальная возможность...

Династия Лихтенштейнов, одна из немногих оставшихся на европейском престоле, правит в стране с xvii века. И все ее князья, начиная со второго, Карла Евсевия, поколение за поколением продолжают собирать лучшую мировую живопись.

В Москву приехали картины, которые хранятся в столице страны — Вадуце, а также в княжеском дворце, находящемся в Вене (в соседней Австрии), издавна принадлежавшем семье. Этот дворец до 2011 года был публичным музеем, однако теперь он закрыт для посещения, и попасть туда можно только по предварительной договоренности об экскурсии. Так что посетителям Пушкинского музея выпадет действительно уникальная возможность. Из 55 полотен «для затравки» мы выбрали 5 наиболее интересных.

Рубенс. «Портрет Клары Серены, дочери художника»

Питер Пауль Рубенс. «Портрет Клары Серены, дочери художника» (около 1616)

Один из самых трогательных детских портретов в европейском искусстве изображает дочь художника в возрасте 5 лет. Ее матерью была первая жена Рубенса Изабелла Брант, которую мастер неоднократно писал, и сходство ребенка с этой красавицей очевидно. Девочка пристально смотрит в глаза зрителю — это было не типично для портретов того времени, но ясно говорит о близких отношениях между отцом и дочерью. Бедная Клара Серена умрет в возрасте 12 лет, и никто не узнает, какой красавицей она могла бы вырасти.

Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрехтония


Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрехтония. Около 1616

Всего на выставке можно будет увидеть 19 работ Рубенса — лучшие из почти полусотни полотен, принадлежащих Лихтенштейнам. Это не только портреты, но и картины на религиозные и мифологические темы. Одно из них посвящено Эрехтонию, легендарному младенцу из древнегреческой легенды. На холсте изображены три прекрасные афинские царевны и младенец, рожденный богиней земли Геей. Богиня Афина передала его царевнам в закрытой корзине и запретила на него смотреть, так как у него вместо ног были змеиные хвосты. Царевны нарушили запрет и открыли корзину — и от изумления сошли с ума и покончили с собой. Впрочем, на картине запечатлена только первая половина этой истории.

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис.


Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Около 1629−1630

Ван Дейк вошел в историю, помимо всего прочего, как придворный портретист английского короля Карла I — того самого, которому отрубили голову. Но помимо портретов британских принцев и аристократов художник писал и людей попроще. Впрочем, с той же царской роскошью. На портрете представлена Мария де Тассис, представительница семьи, которая в xv веке переехала из Бергамо в Голландию и учредила первую почтовую систему в Европе. Мария происходила из антверпенской ветви семьи, откуда традиционно выбирался императорский почтмейстер — мы бы сейчас сказали «министр связи Евросоюза».

Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря.

Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. Около 1640−1650

Снейдерс специализировался на роскошных натюрмортах, от которых текли слюнки и у аристократов, и у бюргеров. Йорданс, как и его близкий друг Рубенс, предпочитал мифологические сценки с большим количеством обнаженной натуры. Картина на выставке — редкий плод соавторства. Один мастер написал осетров, угрей, крабов, черепах и даже морских котиков. Второй — античных богов морских глубин: Нептун поддевает на свой трезубец камбалу, нимфы демонстрируют кораллы и жемчуга, тритоны трубят в раковины. А бог Меркурий сидит на горе рядом с Амуром и с любопытством все это разглядывает.

Перепись в Вифлееме

Питер Брейгель Младший. «Перепись в Вифлееме». 1607

Картины самого известного мастера из многочисленного семейства художников Брейгелей — Питера Старшего, всегда шли нарасхват. Поэтому у Брейгелей возникла целая мастерская по копированию популярных работ знаменитого родственника. Картина «Перепись в Вифлееме», например, воспроизводилась 13 раз, и у Лихтенштейнов находится один из самых удачных вариантов. Полотно по идее изображает прибытие Девы Марии и ее мужа Иосифа ради участия в переписи в город, где предстоит родиться Иисусу. Но пейзаж тут, конечно, не израильский, а родной голландский, с настоящими крестьянами, современными художнику.

Выставки / классическое искусство, живопись

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.