Сван
Сатирическая антиутопия от брусникинце...
Новая постановка Юрия Квятковского хороша прежде всего идеей. Страну объявили поэтической империей, чтобы получить гражданство, следует держать экзамен по стихосложению в миграционной службе УФМС. То есть читать собственные стихи про поля и березки перед поэтическим трибуналом. Точный и умный ход, но, увы, растворившийся в дальнейшей санта-барбаре. Сюжет на глазах скатывается в мелодраму — розовощекая начальница Клавдия Петровна с тугой косой вокруг головы пылает внезапной страстью к поэту-доходяге.
Главная особенность «Свана» — его стихотворная основа. Со сцены произносится только поэтическая речь (авторы — талантливые Родионов и Троепольская). Местами текст пробуксовывает, не всякому зрителю (в особенности пропустившему читки, на которые можно попадать свободно, по записи) понятно, что происходит на сцене. К чему, например, одна из коллег Клавдии Петровны набросится на коллег с ножом? Или почему именно слепая цыганка Октавия занимается контрразведкой?
Тем не менее зал ЦиМа ликует, — драйв, которым брусникинцы играют в Лебедянию (теперь страна зовется именно так) заразителен. Авторы жонглируют понятиями родины, поэзии и обороны. Выходит остроумно, но немного суматошно. Лебедянь чаще, чем хотелось бы, распадается на отдельные этюды. Обязательный интерактив со зрителем. Хореографические зарисовки, зонги, прыжки с ленточками. За обязательной хохмой исчезает идея — «в стране победившей поэзии поэт не нужен».
Спасает положение сценография. Тоталитарное (хотя и поэтическое) государство показано во всей красе. Восьмигранный подиум, герб Лебедянии (двухглавый лебедь) и бесконечные заграждения всех ото всех. Все госслужащие в форме с лебедиными логотипами, экзаменуемые — в таджикских халатах и тюбетейках. Финал резко прекращает весь этот шабаш, с колосников льется черная краска, звучит монолог, ради которого и стоит идти на этот спектакль, не раздумывая:
Ну с чего, с чего ты взял, что тропинка русская?
Неужели потому, что на ней одно
Ваше русское говно и пакеты с мусором,
И стаканы мятые, и бутылки дно!
...
Я свернул — и исчез с песней тихой светлою,
А пойдешь меня искать, если так глупа —
На тропинке моей радость несусветная,
Но ведет прямо в ад милая тропа.
...
vashdosug.ru