Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Весной в России планируется запуск пилотной версии проекта принципиально нового типа.

Дата публикации: 15 февраля, 2011
В отличие от завсегдатаев Facebook, "Одноклассников" и "Вконтакте", участники новой социальнойсети будут заниматься конкретным делом - производить идеи для российского бизнеса.

Кажется, что после прорыва, который совершил везунчик Марк Цукерберг, все последующие социально-сетевые проекты, как бы они не были хороши, обречены влачить существование в качестве бледных копий Facebook. Основатели российской компании Witology - председатель совета "Лиги независимых экспертов" СергейКарелов и президент фонда "Общественное мнение" Александр Ослон - намерены доказать, что это не так.

Сейчас Witology завершает разработку продукта, который с помощью интернет-технологий позволит создавать "сетевые фабрики" попроизводству идей. Проект можно было бы назвать чисто коммерческим, если бы не одно "но". По наблюдению ряда специалистов, дефицит идей - глобальнаябеда российского бизнеса, которая самым худшим образом отражается на экономике. Даже успех "Сколково" несмотря на мощнейшую государственную поддержку, во-многом определяет именно наличие качественных инициатив, которые можно реализовать. Так что поощрение всяческих изобретателей и выдумщиков сталогосударственным приоритетом. И если это совместить с сетевой"болталкой", то получится нечто приятное и полезное одновременно.

Продукт Witology будет представлять собой аналог популярных в социальных сетях сообществ, но с более четкой организацией участников и конкретной целью. Работать система будет по следующей схеме: члены сообщества - сотрудники конкретного предприятия, а в некоторых случаях (в зависимости от типа имасштабов задач) и "люди с улицы", получают от модераторов вводные данные, а потом озвучивают свои предложения, спорят, обсуждают чужие. С помощью специальной технологии из множества идей отбираются самые стоящие. Участники сообщества рейтингуются по компетенции и областям знаний. Самые активные итолковые в результате становятся признанными генераторами идей не только в глазах коллег, но и начальства. Им могут и зарплату поднять, и продвинуть по службе. Иными словами, включается принцип "социального лифта", который стимулирует других сотрудников подключаться к работе в социальной сети ивыдвигать свои идеи.

- На выходе заказчик получает не только готовое решение. Технология позволяетформировать из самых автиквных и толковых участников сообщества готовые креативные команды для работы над последующими задачам, - пояснил"Известиям" Александр Ослон.

Разыскивается толпа
Можно предположить, что проблем с "производством идей" в больших корпорациях, имеющих мощный кадровый ресурс, быть не может. В реальности всеиначе. Порой, эти "монстры" оказываются не в состоянии осилить решение целого ряда производственных вопросов, будь то увеличение продаж или повышение эффективности труда.

- В крупных компаниях креативная энергия сотрудников успешно подавляется, - говорит независимый эксперт Леонид Делицын. - Там выгодно держать язык зазубами, поскольку действует принцип: инициатива наказуема. Менеджеры старшего звена, как правило, боятся, что сотрудники окажутся умнее начальства, и нестесняются применять репрессивные методы против тех, кто "слишкомумный".

Случается, что для решения задачи вообще нужна помощь "людей с улицы", умеющих посмотреть на проблему свежим взглядом и предложить нестандартный выход из создавшейся ситуации. Для определения такого подхода появился термин - "краудсорсинг" - использование ресурса толпы. Но как обеспечить приток "людей с улицы"? Как ни странно, многих привлекает возможность увидеть собственные идеи воплощенными в жизнь.

- Большинству компетентных и опытных специалистов важно, чтобы их идеи были реализованы, поэтому они готовы ими делиться, - замечает Леонид Делицын. - А, кроме того, делать что-то полезное для крупной корпорации - выгодно. Руководство будет знать, что вы профессионал, и однажды это пригодится.

- Случаи, когда автором блестящей, не требующей доработки идеи становится один человек, конечно, есть, но, специалисты уверены: "коллективный разум"способен выдавать их в гораздо большем количестве и более высоком качестве. Для того, чтобы превратить "толпу" в полноценный "коллективный интеллект", ее нужно организовать.

- Социальная сеть позволяет это сделать, - говорит Александр Ослон. - Как результат, прорывы становятся нормой.

Пять миллионов за коллективный разум
Witology развивается уже больше двух лет, но реальный прорыв сети может состояться только с приходим крупных инвесторов. Недавно Witology договориласьо совместных инвестициях в проект с ОНЭКСИМом Михаила Прохорова и"Спутником" Бориса Йордана. На первом этапе их вложения в"коллективный разум" составят $5 млн, что лишний раз подчеркивает значимость проекта. Вложенные инвесторами $5 млн, позволят выпустить финальную версию и начать работу с клиентами.

- На российском рынке уже имеются похожие продукты для решения сходных, ноболее узкоспециализированных задач, - говорит Делицын. - Например, у компании "Текора" есть "Информационный инкубатор инновационных идей". Его суть в том, что сотрудники получают доступ к инновационным предложениям своих коллег и могут их оценивать. Таким образом, включается "коллективный разум" компании. Самые трезвые и перспективные идеи постепенно достигают внимания руководства, при этом никого за инициативность нерепрессируют.

- По прогнозам эксперта, в перспективе похожих продуктов будет появляться всебольше, и первое время предложение будет опережать спрос. Но постепенно руководители компаний перестанут бояться "коллективного разума" и станут более активно использовать этот ресурс.

Кому нужны идеи
Впрочем, есть и эксперты, которые сомневаются в проекте. Они уверены, что спрос на разработки в этой области будет достаточно ограниченным.

- Продукт может заинтересовать 10-15 % крупных компаний, в стратегию развития которых укладывается инновационный подход, - говорит генеральный директор ИАА"Неделя сотовых технологий" Денис Кусков. - Но это произойдет лишь в том случае, если руководители поймут, насколько полезным может быть "коллективный мозг" и увидят реальную отдачу.

А председатель "Деловой России" Борис Титов считает, что, несмотря на полезность новой разработки, на нынешнем этапе она вряд ли будет востребована. Ведь дело совсем не в дефиците идей.

- Социальные сети, в том числе и специализированные корпоративные, нужны. Они позволяют обмениваться знаниями и опытом. Но с идеями у нашего бизнеса все в порядке - мозги работают. А вот с реализацией предложений - большие проблемы. В России для этого не созданы условия. Пока ситуация такова, генерировать очередные идеи нет никакого смысла.

Одна из самых известных в мире студий мультипликационных фильмов Pixar своим успехом во-многом обязана именно сотрудничеству с "коллективнымразумом". На сайте корпорации постоянно "работает" множество"людей с улицы". Они предлагают новых героев, сюжеты, костюмы. Благодаря этому, студия обеспечивает себе постоянный приток идей. Наиболее инициативные авторы получают высокие баллы, зарабатывая репутацию, которые потом помогают устроиться на хорошую работу

Источник: «Известия»

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.