«Безопасность пешеходов на дорогах России» – результаты исследования ВЦИОМ
Концерн «Шелл» в России и Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) при организационной поддержке Фонда «Народная инициатива» провели социологическое исследование, посвященное изучению вопроса безопасности пешеходов в России...
Исследование проводилось в 13 городах страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Тверскую области. Основные задачи исследования – выявить уровень грамотности пешеходов в отношении правил БДД, а также понять, какие меры должны предпринять представители власти, чтобы улучшить ситуацию на дорогах.
Согласно исследованию, самым распространенным нарушением, которое наблюдают все опрошенные, оказывается переход дороги в неположенном месте. Корме того, отмечались такие проблемы на дорогах, связанные припаркованными в неположенных местах автомобилями, неправильным расположением пешеходных переходов, а также отсутствием официально оформленных пешеходных переходов.
Две основных причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП), по мнению опрошенных, связаны с поведением водителей – нарушением правил проезда пешеходных переходов и превышением скоростного режима.
Самыми популярными среди целевых групп мерами оказались личный пример со стороны родителей и введение обязательных занятий по безопасности дорожного движения (БДД) в школах.
Почти половина опрошенных отмечали важность освещения в СМИ информации о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей, а также о ДТП.
«Безопасность дорожного движения является одной из главных социальных программ концерна «Шелл» в мире. В России мы реализуем проекты в этой области с 2005 г. Особое внимание мы уделяем вопросам, связанным с безопасностью пешеходов. Мы надеемся, что данное исследование внесет вклад в улучшение ситуцаии на российских дорогах», – сказал Максим Шуб, директор по связям с общественностью концерна «Шелл» в России.
Основные тезисы по итогам исследования:
- Большая часть участников дорожного движения оценивают собственную культуру поведения на дороге как «среднюю» (доли опрошенных изменяются от 50% до 57% в разных аудиториях, выше всего среди школьников среднего звена – 57%). Выше всего свой уровень знания ПДД оценивают водители легковых автомобилей – в этой группе опрошенных ему дали положительную оценку 70% (31% «высокий» и 39% - «скорее высокий»).
- Чаще опрошенные замечали позитивные изменения в поведении водителей нежели пешеходов за последний год. Существеннее всего эта разница просматривается у родителей младших школьников (27% заметили позитивные изменения в поведении пешеходов и 45% - в поведении воителей) и водителей (26% в сравнении с 53% заметивших позитивные изменения в деятельности водителей).
- Актуальность проблемы детского травматизма признают 73% опрошенных, включая жителей столиц и периферийных городов. При этом среди опрошенных «на периферии» вдвое выше доля тех, кто считает проблему детского травматизма на дорогах «чрезвычайно актуальной» – 34% в сравнении с 17% среди опрошенных в «столицах».
- Самым распространенным нарушением, которое наблюдают все опрошенные, независимо от целевой аудитории, оказывается переход дороги в неположенном месте. Чаще остальных это нарушение отмечали родители старшеклассников и водители – по 63% соответственно. Переходят дорогу в неположенном месте чуть чаще столичные жители (55% в сравнении с 51% в периферийных городах), на красный свет, напротив, чаще переходят дорогу «на периферии» (28% в сравнении с 21% среди опрошенных в «столицах»).
- На первом месте для жителей «столиц» ситуация с припаркованными в неположенных местах автомобилями (55%), около трети обеспокоены неправильным расположением пешеходных переходов (31%), а почти каждый пятый указывает на отсутствие официально оформленных пешеходных переходов (19%).
- На первом месте для жителей «периферии» ситуация с припаркованными в неположенных местах автомобилями (47%). Почти равные доли жителей региональных городов обеспокоены неправильным расположением пешеходных переходов (16%) и отсутствием официально оформленных пешеходных переходов (14%).
- Две основных причины ДТП, по мнению опрошенных, связаны с поведением водителей – нарушением правил проезда пешеходных переходов и превышением скоростного режима. Доля тех, кто отметил нарушение правил проезда пешеходного перехода, вдвое выше среди опрошенных «на периферии» – соотношение составляет 44% к 22% среди опрошенных в «столицах».
- Доли отметивших нарушение скоростного режима почти равны независимо от типа населенного пункта (28%). В «периферийных городах» чуть чаще отмечали невнимательность при переходе проезжей части (14% и 8% соответственно), а в «столицах» – внешние факторы (погодные условия – 10% к 3%), а также проблемы дорожной инфраструктуры (8% к 5%).
- Самыми популярными среди целевых групп мерами оказались личный пример со стороны родителей (73% среди родителей младших школьников, 74% - родителей старшеклассников) и введение обязательных занятий по БДД в школах (69% среди родителей старшеклассников).
- Правила дорожного движения для пешеходов и водителей – те вопросы, которые должны получить более широкое освещение в СМИ, и по мнению жителей «столиц» и по мнению опрошенных в «периферийных городах». При этом среди жителей «столиц» доли тех, кто отмечал эти вопросы, выше – 65% в сравнении с 52% по правилам для пешеходов и 62% к 48% по правилам для водителей.
- Почти половина опрошенных в «периферийных городах» отмечали важность освещения в СМИ информации о ДТП – 48% (37% среди жителей «столиц»).