Почему россияне не ходят в кино?
Movie Research проанализировала кинотеатральную пассивность соотечественников...
В 2011 году впервые за 7 лет посещаемость кинотеатров в России не показала роста. И это несмотря на то, что число современных кинозалов в стране увеличилось более чем 10%. Чтобы понять, чем вызвана подобная картина, независимая исследовательская компания Movie Research провела масштабный социологический опрос.
В орбиту исследования попали около 8 000 респондентов из 16 городов России, в числе которых были крупные города с населением более 500 тысяч человек, а также средние и малые. Опрос проводился в декабре 2011 года не только в кинотеатрах, но и на улицах городов, в результате чего в выборку, наряду с представителями активной кинотеатральной аудитории, также вошли те, кто не ходит в кинотеатры. Возраст участников исследования превышает 15 лет и соответствует возрасту активной кинотеатральной аудитории.
В ходе опроса удалось выявить тех, кто крайне редко ходит в кино (были в кинотеатре не раньше, чем год назад) или вовсе игнорирует этот вид досуга. В общей сложности к числу временно потерянной для кинотеатров можно отнести 29% аудитории, которая могла бы стать активной в силу своего возраста и социального статуса. Социологи Movie Research выяснили, с чем связана такая пассивность.
Оказалось, что 39% респондентов, которые редко или вовсе не ходят в кино, объясняют это простым дефицитом времени. Среди респондентов, ответивших подобным образом, преобладают те, кто много времени отдает работе и домашним делам. Нехватку времени в качестве причины также называют ученики и студенты.
Вторым по значимости обстоятельством, останавливающим россиян от более частого похода в кино, стало наличие альтернативных способов просмотра фильмов, в пользу которых высказались 17% участников исследования, редко посещающих кинотеатры. Респонденты этой группы предпочитают разовому походу в кино многократный просмотр фильма, купленного на DVD или скачанного из интернета. При этом подобной логики в большей степени придерживаются мужчины.
Третью строчку поделили между собой сразу три причины редкого хождения в кино. По 11% респондентов, не являющихся активной киноаудиторией, указали на несоответствие текущего репертуара кинотеатров своим ожиданиям, отсутствие подходящей компании для похода в кино и дороговизну билетов.
Справедливость претензий к цене билета подтверждают статистические данные: по итогам 2011 года, в среднем по России она поднялась на 22 рубля (до 207 рублей), показав самый интенсивный рост за последние три года.
При этом расходы на поход в кино не ограничиваются одной покупкой билетов: россияне тратятся и на дополнительные услуги, предоставляемые современными кинотеатрами. Социологи Movie Research решили выяснить, какую сумму во время похода в кино соотечественники готовы выделять на попкорн, напитки, мороженое и прочие удовольствия.
Как показало исследование, полностью отказываются от подобных нецелевых трат только 12% россиян, при этом 41% наших граждан готовы дополнительно оставлять в кинотеатре не более 200 рублей на человека. Еще 21% наших соотечественников могут потратить сумму, сопоставимую со средней ценой билета – от 200 до 300 рублей.
Олег Иванов, генеральный директор Movie Research:
«В ходе исследования нам удалось выявить большую группу россиян, которая относится к «спящей» киноаудитории. Чтобы перевести ее в активное состояние, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на повышение жанрово-тематического разнообразия репертуара, приостановку роста цен на билеты, популяризацию похода в кино как способа проведения досуга. А главное – на расширение кинотеатральной сети на неохваченные территории. От того, насколько киноиндустрии удастся обеспечить эти меры, будет зависеть ситуация с посещаемостью кинотеатров в ближайшие годы».