Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Михаил Сироткин: «Повышаем эффективность»

Дата публикации: 5 марта, 2013

На вопросы журнала отвечает начальник Департамента по управлению корпоративными затратами Михаил Сироткин...

Михаил Владимирович, чем было обусловлено создание в 2010 году Департамента по управлению конкурентными закупками?

Реорганизация системы закупок Группы «Газпром» была продиктована необходимостью повысить прозрачность и эффективность этого направления. Кроме того, к началу 2010 года уже несколько лет разрабатывался проект федерального закона о регламентации закупочной деятельности госкорпораций и субъектов естественных монополий. Основными принципами закупок таких компаний должны были стать информационная открытость, отсутствие ограничений конкуренции, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств. ОАО «Газпром» заблаговременно приступило к поэтапному реформированию своей системы закупок с учетом заложенных в этот проект требований.

В целях реализации единой политики в области закупочной деятельности на базе Тендерного комитета ОАО «Газпром» был создан Департамент по управлению конкурентными закупками. В сжатые сроки было разработано новое Положение о закупках товаров, работ, услуг Группой «Газпром», которое учитывало требования государственных органов к закупкам субъектов естественных монополий, содержавшиеся в законопроекте, подготовленном на тот момент Министерством экономического развития России. Положение было утверждено Советом директоров ОАО «Газпром» и вступило в силу с 1 января 2011 года. Документ установил единые для Группы «Газпром» требования к процессам подготовки и проведения конкурентных закупок от этапа планирования до контроля исполнения договоров.

В соответствии с Положением начиная с 2011 года на сайтах ОАО «Газпром» и его дочерних обществ размещаются все извещения и документация, а также информация об итогах открытых конкурентных закупок. В результате удалось существенно повысить информационную открытость закупок, особенно в дочерних обществах «Газпрома». Кроме того, появилось централизованное планирование конкурентных закупок Группы «Газпром».

Открытость

Расскажите об основных итогах работы в 2011–2012 годах.

На основе потребностей заказчиков мы сформировали план Группы «Газпром» на 2011 год, предусматривавший более 16 тыс. закупок. В 2012 году план включал порядка 15,3 тыс. закупок. С августа 2011 года планы конкурентных закупок размещаются на сайте ОАО «Газпром». Это позволяет участникам заблаговременно выбрать интересующие их лоты, подготовить стандартные квалификационные документы, отследить публикацию извещений.

Мероприятия, проведенные департаментом в 2010–2011 годах, помогли «Газпрому» к началу 2012-го организовать закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившего в силу с 1 января 2012 года.

В апреле и декабре минувшего года решениями Совета директоров ОАО «Газпром» в Положение о закупках были внесены изменения, соответствующие федеральному закону и принятым в его развитие подзаконным актами. Также в 2012 году были утверждены положения о закупках для всех дочерних обществ с ограниченной ответственностью, единственным участником которых является ОАО «Газпром».

С началом работы официального государственного сайта , предназначенного для публикации информации о закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года, все сведения размещаются департаментом в открытой части государственного сайта. В целях разъяснения норм федерального закона и Положения о закупках, а также порядка работы на официальном государственном сайте в декабре минувшего года департамент провел семинар для дочерних обществ, филиалов и представительств ОАО «Газпром», на котором выступили с докладами и ответили на вопросы представители Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития и Казначейства России, а также специалисты, принимавшие участие в разработке закона.

В целях повышения уровня конкуренции и эффективности закупок мы проводим маркетинговые исследования рынка и осуществляем поиск участников, которым при объявлении закупки дополнительно направляем персональные приглашения. Особое внимание уделяем привлечению непосредственных производителей.

В 2012 году департамент внедрил практику проведения открытых семинаров для потенциальных участников закупок. В июле минувшего года была проведена встреча с организациями, выполняющими строительно-монтажные работы, а в августе — с компаниями, специализирующимися на капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов.

Департамент проводит открытую предквалификацию потенциальных участников закупок более чем по 14 видам деятельности, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту производственных объектов, проектированию, геологоразведочным, геофизическим и геохимическим работам. Цель предквалификации — выявление потенциальных поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, которые по итогам подтверждения их квалификации включаются в реестр потенциальных участников закупок Группы «Газпром». Сформированный реестр размещается на сайте «Газпрома» и позволяет объективно оценивать уровень возможной конкуренции по тому или иному предмету закупки. Для поставщиков, включенных в реестр, упрощается процедура подготовки заявок на участие в закупках, а для организаторов — оценка их квалификации, что в конечном итоге сокращает сроки проведения закупки и повышает ее эффективность.

Показатель снижения стоимости товаров, работ, услуг за счет заключения Группой «Газпром» договоров по результатам конкурентных закупок (разница между суммами начальных цен и цен заключенных договоров) в 2012 году превысил 55 млрд рублей

Централизация конкурентных закупок продемонстрировала существенный положительный эффект. При объеме проведенных департаментом в 2011 году конкурентных закупок для нужд Группы «Газпром» в 354,2 млрд рублей (что в 10 раз выше объема закупок, проведенных в 2009 году Тендерным комитетом ОАО «Газпром», на базе которого был создан департамент) экономический эффект (разница между суммами начальных цен и заявок победителей) составил 38,8 млрд рублей. По предварительным итогам показатель снижения стоимости товаров, работ, услуг за счет заключения Группой «Газпром» договоров по результатам конкурентных закупок (разница между суммами начальных цен и цен заключенных договоров) в 2012 году превысил 55 млрд рублей (при объеме заключенных на конкурентной основе договоров на 1,065 трлн рублей) и является рекордным за всю практику проведения конкурентных процедур Группой «Газпром». По итогам закупок, проведенных департаментом, было заключено более 2 тыс. договоров на сумму 717 млрд рублей, снижение стоимости относительно начальных (максимальных) цен составило 43,7 млрд рублей.

Новые задачи

Как менялись задачи, стоящие перед Департаментом по управлению конкурентными закупками?

Помимо осуществления функций планирования, проведения и контроля конкурентных закупок Группы «Газпром» департаменту в процессе его становления были поручены вопросы анализа обоснованности стоимости договоров, заключаемых без проведения конкурентных процедур с единственным источником, а также анализа формирования инвестиционных программ ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, расходной части бюджета корпорации.

В целях оптимизации стоимости договоров на закупку товаров (работ, услуг), заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по решению Председателя Правления ОАО «Газпром» по инициативе и под руководством департамента была создана Сметная комиссия ОАО «Газпром». За полтора года деятельности общий объем предложенного Сметной комиссией снижения цен по рассмотренным договорам составил порядка 17,2 млрд рублей (около 27% от суммы первоначально заявленных цен договоров).

Для повышения качества формирования инвестиционных программ ОАО «Газпром» и его дочерних обществ в соответствии с поручением Председателя Правления была создана Инвестиционная комиссия ОАО «Газпром». Её работа направлена на обеспечение оптимального баланса между целевыми стратегическими приоритетами, текущими производственными потребностями в инвестициях и существующими финансовыми возможностями корпорации. Подготовкой материалов для комиссии занимается Управление инвестиционных программ в структуре департамента, которое проводит предварительный анализ заявляемых инвестиционных затрат на предмет возможности их оптимизации, а также оценку готовности проектов к реализации.

За два года динамичного развития департамент вышел на уровень управления затратами корпорации. Фактически выполняемые функции были отражены в новом наименовании — Департамент по управлению корпоративными затратами.

Каковы ваши планы на 2013 год?

Приоритетными задачами нашего департамента на 2013–2015 годы являются:

  • совершенствование закупочной системы с учетом новых реалий и расширяющихся требований законодательства, максимальной автоматизации всех закупочных процедур (от сбора информации о потребностях и формирования плана до контроля исполнения договоров) в рамках создания Автоматизированной системы электронных закупок ОАО «Газпром» и перевода закупок в электронную форму;
  • повышение эффективности закупок, в том числе за счет контроля исполнения договоров;
  • снижение расходов Группы «Газпром».

 

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.