Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Сергей Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник»

Дата публикации: 8 декабря, 2011

«Рынок печатных СМИ играет важную роль в политической и социально-культурной жизни страны»...

Итоги работы в уходящем году подводит исполнительный директор ИД «Собеседник» Сергей Цыганов.

— Сергей Валерьевич, заканчивается 2011 год. Каким он был для коллектива издательского дома «Собеседник»? Каковы его основные итоги?

— Наш издательский дом через два года будет отмечать свое 30-летие. У нас, как, впрочем, и у абсолютного большинства других издателей, пока преобладает традиционная модель бизнеса, построенная на издании бумажных версий газет и журналов, реализации их тиражей в розницу и по подписке, продаже рекламы в них. Основную часть дохода нам приносит именно этот бизнес.

В уходящем году в розничной сети мы ежемесячно продавали свыше 3,5 миллионов экземпляров наших газет и журналов, списание нереализованных экземпляров составило за год в среднем около 35%. Продолжился рост тиража нашего основного издания — газеты «Собеседник», он вырос на 11,3%. Неплохую тиражную динамику показал журнал «Между нами, женщинами»: рост тиража на 4%. Уверенно чувствовали себя на рынке «Желтая газета», журнал «Только звезды» и ряд других изданий. Стабильно рос тираж нашего детского журнала «Кроссворд для детей». Некоторые потери тиражей ряда развлекательных и кроссвордных изданий мы пытались компенсировать специальными и дополнительными выпусками, изданием приложений к ним.

В 2011 году подписной тираж 8 наших изданий, распространяемых по подписке, тоже подрос на 7%. Особое внимание мы уделяли подписке на газету «Собеседник» и журнал «Между нами, женщинами», рост их подписных тиражей соответственно составил 6 и 2%.

Неплохие в целом тиражные результаты, рост аудитории ряда изданий позволили несколько увеличить и рекламные доходы. Их рост за год составил около 11%. Год мы завершаем с неплохими финансовыми результатами. На падающем рынке розничных продаж периодики и подписки достичь этих результатов было совсем непросто. Причину успехов вижу, прежде всего, в очень напряженном и профессиональном труде всего коллектива издательства, слаженной совместной работе творческих служб и служб дирекции. Говоря о сложностях уходящего года, хотелось бы отметить возрастающее негативное влияние на бизнес долгое время не решаемых проблем нашей отрасли, они общеизвестны, а также проблем наших коллег: распространителей, полиграфистов, бумажников. Я бы отметил и обострение конкуренции между издателями, точнее, совершенно неравное противостояние российских издателей крупнейшим иностранным издательским домам. Причем некоторые из них, набрав на работу своеобразных российских топ-менеджеров, используют в конкурентной борьбе методы, которые нельзя назвать цивилизованными.

— Естественно, что жизнь вносит новое, коррективы и в работу вашего издательского дома. Что бы вы отметили в году уходящем?

— Удалось добиться значительного для нас увеличения аудитории нашего электронного СМИ Sobesednik.ru. По данным LiveInternet, его аудитория за неделю составляет сейчас около 650 тысяч человек. Создаются предпосылки для ее дальнейшего роста, что важно для работы с рекламодателями. Увеличились продажи электронных версий наших изданий.

Мы стали активнее участвовать в различных издательских аукционах и зарабатывать на этом деньги. Так, весь год мы издавали для правительства Москвы газету «Вместе — Москва» для членов детских и юношеских объединений города. По итогам выигранных аукционов писали в наших изданиях о работе правительств и губернаторов ряда субъектов Российской Федерации.

Стабильный ежемесячный доход давала продажа информационного продукта зарубежным и российским партнерам.

Этот перечень можно продолжать и далее. Нововведения есть, планируются и другие, но основной доход дает пока работа с печатными СМИ.

— Какое событие в уходящем году вы считаете значимым для рынка периодической печати?

— Рабочей группой при Министерстве связи и массовых коммуникаций была подготовлена Программа развития печатных СМИ в Российской Федерации на 2011-2015 годы. Получился хороший документ, в котором показана важность нашей отрасли для экономической, социально-культурной жизни страны, ее основные проблемы и пути их решения. В программе учтены и проблемы наших коллег: бумажников, полиграфистов, распространителей. Такая комплексная программа, по-моему, подготовлена впервые за многие годы, но, видимо, как всегда, в нашем министерстве доброе начинание останется лишь на бумаге. К сожалению, чиновники не хотят изучать хороший зарубежный опыт и с пользой для дела внедрять его в России. Например, почему в Японии многомиллионными тиражами издаются национальные газеты? Почему в Голландии и ряде других европейских стран растут тиражи печатных СМИ? Почему властные структуры Франции, Швеции и ряда других стран серьезно занимаются развитием рынков розницы и подписки на периодику? Почему органы государственной власти Канады и других государств защищают на законодательном уровне и поддерживают отечественных издателей? И так далее... Рынок печатных СМИ есть и долгое время будет функционировать, на нем и в смежных отраслях работают многие сотни тысяч наших граждан. Этот рынок приносит значительные доходы в госбюджет, играет важную роль в политической и социально-культурной жизни страны. Госорганы призваны создавать предпосылки для его цивилизованного эволюционного развития, трансформации, перехода на мультимедийные платформы.

— Сергей Валерьевич, надеюсь, ваш издательский дом не изменил в 2011 году своей доброй традиции помогать детям?

— Да, ничего не изменилось. Мы продолжали поддерживать художественно одаренных детей России, активно участвовали в добрых делах наших коллег. Так, участвуя в совместной акции с ФГУП «Почта России» «Доброе дело», мы дважды в этом году перечисляли все доходы от подписки на наши издания, полученные во время Декад подписки, на расчетный счет благотворительного фонда «Кто, если не я?» Фонд целевым образом перечислял их на нужды больных детей, оставшихся без попечения родителей. Совсем недавно по итогам Декады подписки (13-23 октября т.г.) мы 75 тысяч рублей перечислили для детей тульского детского дома №2. Помощь детям сплачивает коллектив нашего издательства, улучшает его моральный климат.

— Каким будет 2012 год для издателей?

— Год будет трудным. Экономический и финансовый кризис, охвативший мир, естественно, приходит и в Россию. Известные негативные факторы на рынке периодики, долгое время не решаемые проблемы отрасли в органах государственной власти продолжат свое негативное действие, проблемы, к сожалению, будут усугубляться. Разобщенное издательское сообщество нашей страны не в состоянии решать свои проблемы. Каждый издатель должен рассчитывать только на себя, свои возможности и очень много и профессионально работать.

— Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

— Всем хочется пожелать здоровья, личного и семейного счастья, удачи во всех делах и начинаниях!

Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.