Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Виктор Илюшин, член Правления, начальник Департамента по работе с органами власти Российской Федерации ОАО «Газпром»

Дата публикации: 1 июня, 2011

«Надо любить свою работу, любить людей и вкалывать. Тогда успех возможен...»

На вопросы журнала «Газпром» отвечает член Правления, начальник Департамента по работе с органами власти Российской Федерации ОАО «Газпром» Виктор Илюшин.

Виктор Васильевич, с чем было связано преобразование Департамента по работе с регионами РФ в Департамент по работе с органами власти Российской Федерации?

Подобная структура уже существовала в «Газпроме» в 1997–1998 годах. В нее входили также связи с общественностью и СМИ. Менялись условия, изменялась и структура.

Регионы привели свое законодательство в соответствие с федеральным. Но особенности законодательства в субъектах имеются. Сегодняшние преобразования связаны с тем, что у регионов изменились полномочия, многие из которых были преданы на уровень муниципальных образований, поэтому для реализации масштабных проектов ОАО «Газпром» необходимо координировать взаимодействие с органами власти всех уровней.

В состав обновленного департамента вошло Управление по работе с Федеральным Собранием. Появился отдел по взаимодействию с законодательными органами РФ. Таким образом, мы будем сотрудничать со всеми уровнями законодателей: федеральным, региональным и муниципальным. Наши специалисты станут вырабатывать общие правила поведения для дочерних обществ ОАО «Газпром».

А почему нет специальной структуры для взаимодействия с правительством и администрацией Президента РФ? Не секрет, что именно в этих структурах формируется идеология многих законопроектов.

Многое зависит от сложившейся практики. Со специалистами надо говорить на одном языке. И наших спецов вряд ли кто-то сможет заменить. Действительно, у нас нет такой отдельной структуры. Однако это не означает, что «Газпром» не взаимодействует с правительством и администрацией Президента. Когда возникают специальные вопросы, то взаимодействие идет напрямую с профильными департаментами и министерствами. И делают это без посредников. Например, финансисты и экономисты «Газпрома» сотрудничают с Минфином и ФСТ, производственники — с энергетиками, промышленниками, МПР и так далее. А наш департамент больше сконцентрирован на процессах принятия решений. Специалисты «Газпрома» ежегодно участвуют во внесении до 100 поправок в законопроекты и действующие законы.

В Департаменте по работе с регионами РФ акцент был сделан на взаимодействие с исполнительными органами власти субъектов Федерации. Мы почувствовали недостаток сотрудничества в регионах в сфере законодательства. Напомню: в конце 1990-х годов «Газпром» взаимодействовал с 50 регионами — были подписаны соглашения о сотрудничестве. А теперь их число перевалило за 80, что обусловлено приходом «Газпрома» в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. При этом количество сотрудников департамента практически не изменилось. Мы стараемся работать с опережением, чтобы в тот момент, когда «Газпром» только начинает реализовывать в регионе тот или иной проект, законодательная база уже благоприятствовала бы этому. Необходимость унификации законодательной базы субъектов Федерации привела нас к тому, чтобы заняться этими вопросами. На федеральном уровне такая работа проводилась всегда. Сейчас мы усиливаем сотрудничество с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Переход от выборов губернаторов к системе их назначения усложнил или упростил вашу работу?

Однозначно ответить на ваш вопрос сложно. Контрольный пакет акций «Газпрома» принадлежит государству, поэтому губернаторы прекрасно понимают, что мы реализуем проекты, одобренные руководством страны. Но нам бы хотелось, чтобы среди руководителей регионов было больше людей с опытом управления хозяйствующими субъектами. В этом случае работать нам было бы легче. Я не хочу сказать, что уровень губернаторов низкий. Но он мог бы быть и выше.

Взаимодействие с регионами

Не секрет, что после введения процедуры назначения губернаторов они стали менее самостоятельными. Могу привести простой пример. Мы регулярно устраиваем визиты региональных руководителей на промыслы «Газпрома» в ЯНАО, чтобы они увидели, в каких экстремальных условиях осуществляется добыча газа, что происходит, когда мы приходим в регионы. Еще 7–8 лет назад из всего губернаторского корпуса на месторождениях «Газпрома» не были только 12 человек, а сегодня таких почти половина. Наши попытки пригласить руководителей регионов на «газовый» Север не получают желаемой реакции. Но и времена сейчас другие.

В СМИ было много статей о том, что назначение выходца из НОВАТЭКа Дмитрия Кобылкина губернатором ЯНАО стало проигрышем «Газпрома». Вы согласны с этим?

Категорически не согласен. Я не знаю людей, которые бы считали, что назначение Дмитрия Николаевича Кобылкина — это проигрыш «Газпрома». Мы конструктивно сотрудничаем, а иначе и быть не может. С учетом роли «Газпрома» в этом регионе мы, можно сказать, обречены на тесное взаимодействие. Глава ЯНАО хорошо знает ОАО «Газпром», и мы эффективно работаем.

Удалось ли вам наладить координацию деятельности подразделений «Газпрома» в регионах?

В этом вопросе мы не стремимся подогнать всех под одну гребенку. В разных регионах подразделения «Газпрома» сами выбирают формы взаимодействия. Понятно, что им нужно координировать свою производственную и социальную политику. Если говорить о положительном опыте координации деятельности подразделений «Газпрома», то приведу в пример Нижегородскую, Калининградскую и Оренбургскую области, Краснодарский край, Республику Саха (Якутия), ЯНАО, ХМАО. Этот список можно продолжать.

Я не могу назвать ни одного региона, с властями которого мы не находим взаимопонимания. Не без проблем, конечно. Это жизнь. Не секрет, что некоторые губернаторы пытаются получить с каждой «дочки» «Газпрома» по максимуму. Наша же задача заключается в том, чтобы не обмануть их ожидания, с одной стороны, а с другой — минимизировать издержки.

Наши предприятия создают в субъектах Российской Федерации корпоративные объединения на добровольной основе. Естественно, при сохранении хозяйственной самостоятельности. Мы поддерживаем участие представителей «Газпрома» в работе региональных и местных законодательных органов. В настоящее время 70 сотрудников нашей корпорации являются депутатами законодательных собраний субъектов Федераций, более 20 — столичных центров регионов, более 1,2 тыс. человек — заседают в муниципальных органах власти. Маловато. Будем продвигать наших коллег. Авторитет работников «Газпрома» весьма высок. Изменения в избирательной системе не упрощают наши задачи. Но будем работать.

Оправдал ли себя институт представительств «Газпрома» в регионах?

Для некоторых регионов он актуален. Например, для Сахалина. Мы там появились недавно. Из-за большой разницы во времени очень трудно взаимодействовать с этим субъектом Федерации, поэтому мы и создали там представительство, которое взяло на себя решение массы оперативных вопросов. В будущем возможно расширение территориальных функций сахалинского представительства. Время покажет.

А в ЯНАО специального представительства пока нет. Оно там было ранее. По разным причинам представительские функции пришлось переложить на дочерние предприятия. Здесь свои традиции. Периодически обсуждаем необходимость и возможности создания представительств в федеральных округах.

В настоящее время думаем о создании представительства в Якутии, что связано с реализацией Восточной газовой программы. В Якутии сотрудники «Газпрома» уже находятся регулярно, но нужно ли придавать их присутствию статус официального представительства, мы еще не решили.

Представительства в Республике Горный Алтай нет. Но появление его возможно, так как по этой территории может пройти газопровод «Алтай». Перспективы будут диктовать потребность в действиях.

Законотворчество

Какие законопроекты «Газпром» планирует поддерживать в Государственной думе? Почему законопроект «Об альтернативных моторных топливах» пылится в Думе уже более 10 лет?

Я по этому вопросу не располагаю достаточной информацией, поэтому не хотел бы давать каких-то оценок. Лично у меня нет сомнений в необходимости принятия данного закона, так как мы, естественно, заинтересованы в продвижении природного газа в качестве моторного топлива.

Но если этот законопроект лежит в Государственной думе более 10 лет, значит, у него есть сильные противники. Мы же знаем примеры, когда нужный законопроект принимается в течение короткого времени.

Хотя следует обратить внимание и на объективные причины. В последнее время в мире стремительно развиваются новые виды моторных топлив. Теперь это не только компримированный природный газ, но и различные смеси, биотопливо, синтетическое жидкое топливо. Очевидно, что закон должен охватывать все виды моторных топлив, но это не повод оттягивать его принятие еще на несколько лет.

Из актуальных для нашей отрасли законов я бы назвал один. Речь идет об ответственности собственников за результаты хозяйственной деятельности арендаторов в сфере ЖКХ. Сегодня во многих регионах действует простая схема. Котельная берется в аренду частной фирмой, которая продает тепло потребителям, но сама за газ не платит. Через какое-то время эта фирма становится банкротом, на ее место приходит другая, и всё повторяется снова. В Волгоградской области мы были свидетелями смены уже трех-четырех арендаторов. Похожая ситуация наблюдается в Тверской области и еще более чем в 10 регионах. В результате «Газпром» теряет миллиарды рублей, так как не может взыскать долг. Нужно закрыть брешь в законодательстве на федеральном уровне.

Как вы относитесь к переносу срока ввода равнодоходных цен на газ с 2011 на 2015 год?

Очевидно, что как сотрудник «Газпрома» я заинтересован в скорейшем выходе внутренних цен на газ на уровень равнодоходности с экспортом. С другой стороны, наша компания реализует газ по ценам, которые устанавливает государство. Мы прекрасно понимаем, что государство стремится сохранить стабильность в обществе и поэтому старается избегать непопулярных мер в виде резкого повышения цен на газ. Однако «Газпрому» необходимо осваивать новые месторождения и строить газопроводы, а на это нужны деньги. В противном случае реализация экономически и социально значимых проектов может затормозиться.

Обоснована ли идея Минфина резко повысить ставку НДПИ на газ?

Я не специалист в вопросах налогообложения, но, если не ошибаюсь, изначально предполагалось, что средства, полученные от НДПИ, государство будет направлять на геологоразведку, то есть на восполнение ресурсной базы. Однако в этой сфере, по моим наблюдениям, мы не преуспели. Налоги — большая политика. Я не политик. Право государства устанавливать налоги. Но хотелось бы, чтобы этот процесс был всем понятен, обоснован и справедлив.

Какова роль вашего департамента в реализации крупнейших проектов «Газпрома»?

Не имея прямого отношения к производственной деятельности, мы активно содействуем реализации проектов корпорации. В первую очередь это связано с отводом земельных участков, получением разрешений на проезд и провоз грузов, с рекультивацией земель, восстановлением дорог, регулированием имущественных отношений и так далее. Поэтому мы активно взаимодействуем с региональными и местными властями. Далеко не всегда это просто.

Могу привести простой пример. «Газпром» долго не мог начать строительство газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», так как отдельные местные руководители пытались получить некие преференции. Нам удалось найти компромисс, и в текущем году эта магистраль будет введена в эксплуатацию.

Лоббизм

Однако, поняв, что работы скоро завершатся, ряд руководителей попытались вновь воспользоваться ситуацией и наложить на «Газпром» дополнительные обязательства. В разрешении этой проблемы нам очень помог Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Иванович Ишаев. Он собрал руководителей регионов, по территории которых проходит данный газопровод, и призвал их не мешать «Газпрому» реализовывать необходимый государству проект.

В США существует множество контор, занимающихся лоббизмом, в России пока этого нет. Почему?

Отсутствие большого количества лоббистских контор не говорит о том, что у нас нет лоббизма. Еще в начале 1990-х годов в России обсуждался вопрос о необходимости узаконить лоббизм. Опыт США и Европы показывает, что введение этого процесса в четкие законодательные рамки приводит к снижению коррупционности взаимоотношений бизнеса и власти.

Я как-то присутствовал на встрече с президентом одной из стран, где его спросили: «Сколько стоит принятие одного закона?» И он назвал точную сумму. Немалые деньги, миллионы долларов. Далее он подробно рассказал, что в неё входит. Это оплата услуг экспертов, юристов, экономистов и других специалистов, которые готовят законопроект; средства на финансирование публичного обсуждения законопроекта, опросов общественного мнения. Занимаются этим специальные структуры, процесс регулируется соответствующими законами. Многолетний опыт имеется в Европе и США.

У нас же официально лоббизма не существует. Попытки принять закон были. Имеются, насколько мне известно, варианты проектов. А процесс законотворчества идет по своим законам. О многих его деталях гражданам России неизвестно. Считаю, что это плохо.

Отсутствие закона о лоббизме, возможно, обусловлено тем, что есть опасение допустить ошибку. Однако затягивание этого процесса загоняет проблему вглубь и зачастую приводит к росту коррупционной составляющей при принятии законов. Рано или поздно такой закон придется принимать.

Во времена СССР вы сделали успешную карьеру в ВЛКСМ и КПСС, в 1990-е годы работали первым помощником Президента РФ. Удалось ли вам выстроить систему селекции кадров?

Было бы нескромно, если бы я утвердительно ответил на такой вопрос. Одному человеку это сделать невозможно. Тем более за короткое время. Такая система создается десятилетиями и веками. Не надо забывать, кто в ее центре и во имя чего это делается. Все мы вышли из своего прошлого. Вопрос в том, как это учитывается и используется в будущей жизни.

В ВЛКСМ и КПСС многие поколения прошли школу жизни. Опыта плохого не бывает. У меня были хорошие учителя. У них я многому научился в работе с людьми. Многие выходцы из СССР смогли найти себя и в современной России. А как иначе? Людей в стране не меняют.

Гигантский опыт преобразований и работы с людьми был получен в начале 1990-х. Да, не все получалось. Шли методом проб и ошибок. Люди, традиции, образ жизни, экономика и политическое устройство — тонкое дело. С сегодня на завтра это не поменяешь. Здесь резкие движения недопустимы. Но очень хотелось делать все быстро, искренне. Не все получалось сразу.

Хочу поделиться своими наблюдениями в отношении кадровой работы. Значительная часть проблем с формированием властной вертикали в нашей стране связана с тем, что многие руководители, которые приходят на тот или иной пост, плохо знают историю нашей страны и дело, за которое берутся. К тому же пытаются начать работу с чистого листа, не учитывая предыдущего опыта. И здесь не важно, из какого ты региона и какой вуз окончил.

Рецепт успеха

В результате теряем время, делаем много ошибок. Со временем в России будет сформирована понятная система подбора, расстановки и воспитания кадров, как ранее говорили. Сомнений нет.

Каков ваш личный рецепт успеха?

Еще во времена СССР мне в руки попала книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», и она произвела на меня и многих сверстников сильное впечатление. Зачитывали брошюру до дыр.

Сегодня у меня на столе лежит книга моего друга Валерия Чичканова «Путь к вершине карьеры, власти, богатства». Я часто обращаюсь к ней и нахожу много полезных вещей. Если коротко, то надо любить свою работу, любить людей и вкалывать. Тогда успех возможен.

Чем любите заниматься в свободное от работы время?

 У меня много увлечений, самое главное из них — внуки, их у меня пятеро. Занимаюсь спортом: катаюсь на горных лыжах, в последнее время полюбил гольф. Уже полвека не расстаюсь с фотоаппаратом. Увлечений много. Мало свободного времени.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.