Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Бизнес в интернете: разработка идеи и концепции сайта

Дата публикации: 12 марта, 2012

У вас вроде бы все есть для счастья: красивый и дорогой сайт, высокая посещаемость целевой аудитории, – но продаж нет...

У вас вроде бы все есть для счастья: красивый и дорогой сайт, высокая посещаемость целевой аудитории, – но продаж нет. В супермаркете, например, продает каждый квадратный метр, а на вашем сайте? Забудьте о готовых шаблонах и начните думать и анализировать. О том, как сделать онлайн-площадку эффективной, расскажет Вячеслав Великопольский.

Сайт как супермаркет

Свою лепту в непонимание важности проработки идеи и деталей будущего сайта внесло широкое распространение поисковой оптимизации. Возникло ложное ощущение, что достаточно привлечь на сайт толпы целевой аудитории, чтобы он заработал. При этом упускается из виду то, что недостаточно просто попасть на сайт, нужно еще найти на нем то, что требовалось, а еще лучше то, что требуется еще или потребуется скоро, и совсем хорошо – если найдешь что-то, о необходимости чего даже и не подозревал. И возникает удивление: как же так, людей на сайте много и надо им именно то, что предлагается, но обращений в компанию мало.

Давайте обратимся к тому, что происходит «оффлайн», то есть вне пределов интернета. Возьмем, к примеру, супермаркеты. Обратите внимание на то, как организовано внутреннее пространство магазинов. Полки располагаются в определенном порядке, предлагая покупателям товары, сгруппированные для удобства поиска. Консервы в одном месте, овощи и фрукты в другом, колбасы и сыры в третьем. Кроме того, между витринами проложены дорожки, чтобы покупатель в случае, если что-то забыл, мог без проблем вернуться по кратчайшему пути и взять все, что ему нужно. На направлениях, наиболее часто используемых хозяйками, стоят специальные стенды с товарами со скидкой (их практически никогда не ставят, например, в отделе с алкоголем, потому что мужчинам такие витрины ни к чему). В каждом супермаркете наряду с продовольственными товарами есть отдел с бытовой химией и товарами для дома, отдел с журналами, отдел с различной бакалеей. Это сделано для того, чтобы человек ходил в один магазин и покупал все в нем, повышая стоимость среднего чека.

Супермаркеты с более высокими ценами, которые работают с клиентами, готовыми потратить чуть большую сумму на покупки, заботятся о комфорте своих покупателей, делая дорожки между витринами шире, а расположение витрин в разных магазинах максимально похожим, чтобы клиент не заметил разницы при покупке в магазине юго-восточного района или, скажем, северо-западного.

Кроме того, магазины уделяют особое внимание расположению товаров на полках. То, что им важнее всего продать, располагается на самом виду, на уровне глаз покупателя. Это делается потому, что даже такое, казалось бы, незначительное действие, как опустить глаза ниже или поднять выше, покупатель делает далеко не всегда, ограничиваясь покупкой вещей, оказавшихся в поле зрения.

Все это делается для того, чтобы в магазине продавал каждый квадратный метр, чтобы покупатель ни в коем случае не ушел без покупки, а сам процесс покупки доставлял как можно меньше хлопот. Где бы были все эти магазины, если бы не встретили своих потенциальных клиентов, пришедших по рекламе (которая, к слову, крайне дорогая), достойно?

Однако в случае с сайтами подобный подход используется все еще нечасто. Конечно, компании обращают внимание на удобство, но все это часто происходит на уровне субъективного о нем представления, не системно, что в результате приводит к потере клиентов и понижению отдачи от инвестиций в этот, такой гибкий и удобный при правильном использовании, инструмент.

Для того чтобы этого избежать, необходимо серьезно подойти к разработке веб-сайта еще на этапе планирования, провести детальный анализ и составить подробное техническое задание на разработку. Давайте разберемся, с чего начать планирование.

1. Постановка целей и задач.

В первую очередь, конечно, нужно определить, какие задачи должен решать сайт, зачем он создается, какие цели при его помощи планируется достичь. Во времена, когда интернет только входил в нашу жизнь и тем более в бизнес, сайт был больше имиджевым решением, но времена давно изменились. Содержание и структура сайта должны полностью соответствовать тому, что мы от него хотим получить. Задачи, поставленные перед сайтом, формируют основные, наиболее важные элементы его структуры.

Например, задача сайта такая: предоставление каталога продукции всем заинтересованным пользователям, поддержание полного цикла продаж через интернет.

По ней сразу можно понять, что на сайте абсолютно необходимо размещение описания товаров компании с четким классификатором, обязательна возможность заказа товара, а это значит, что нужно продумать легкую и быструю систему подбора, оформления и оплаты. Не раздел «новости», не раздел «о компании» или «наша команда», а каталог, корзина, системы онлайн-платежей, информация о доставке.

Компания «Артфацет» занимается производством ювелирных изделий с широким применением драгоценных камней. Интернет, как канал продвижения их продукции, занимает одну из ключевых позиций в их маркетинговой деятельности. Для них важно, чтобы пользователь, зайдя на сайт, мог легко найти именно то украшение, которое ему нужно, и оценить, насколько оно красиво и качественно сделано. Кроме того, важно показать ассортимент украшений. Поэтому центральной частью, фиксирующей внимание пользователя, является каталог сайта.

Для удобства и наглядности меню представляет собой разделы каталога, разбитые по группам ювелирных украшений, что позволяет пользователю уже с первой страницы найти именно ту группу товаров, которая ему нужна.

Внутри каталога фильтр по изделиям позволяет выбрать нужное украшение. Группы фильтра помогают выбрать диапазон цен, металл, драгоценный камень и множество других параметров. Причем фильтр сделан таким образом, чтобы исключить поиск по пустым разделам каталога.

В подробном описании указывается общая информация по украшению, а кроме того фотографии изделия (для ювелирных изделий это более, чем важно, ведь качество изделия − одно из самых важных условий выбора) и варианты других украшений, которые могли бы составить комплект.

Кроме того, «Артфацет» рассматривает свой сайт как один из важнейших источников информации для своих потенциальных партнеров. Поэтому на сайте представлен раздел с детальной информацией по условиям сотрудничества.

2Анализ имеющихся материалов, их способность удовлетворить пользователя. Регулярность обновления. Структура расположения, группировка.

Итак, мы поставили цели, наметили задачи. Мы продумали, что на нашем сайте главное, какие разделы мы хотели бы там видеть. Что дальше?

Важно продумать, а какие материалы мы можем разместить на сайте. Понятно, что в раздел новостей пойдут новости. Но какие? Будут ли это небольшие анонсы на 3-4 строки или обширные развернутые описания событий с множеством фотографий, таблиц и графиков? И будут ли новости вообще? И как регулярно они будут?

Очень важно отметить, что если есть раздел, но этот раздел долго не обновляется, то сайт будет выглядеть мертвым. Ваша компания процветает, но по сайту этого не скажешь. Возможно, в вашей компании новости и, правда, бывают раз в год. И возможно, вы действительно хотите, чтобы новость все-таки была на сайте. В таком случае как минимум не стоит вывешивать ее на главной странице. Для этого есть особый раздел.

Важно запомнить: если раздел может показаться заброшенным, то лучше его на сайте не выделять вовсе или, по крайней мере, сделать так, чтобы он не бросался в глаза. Особенно это касается форумов. Многие берут и подключают форумы, не задумываясь, какая информация там будет, кто и зачем будет пользоваться им. В результате единственными обсуждениями на форуме оказываются спамерские сообщения об увеличении различных частей тела.

Проработка имеющегося для сайта набора материалов также крайне важна для детального описания структуры сайта и функции конкретных страниц. Это скажется положительно как на удобстве пользования сайтом, так и на стоимости его реализации.

Если у на сайте планируется разместить большое количество публикаций на разные темы, то логично было бы продумать разбиение статей на группы и подгруппы, снабжение тегами и поиском, как это сделано, например, на сайте «Здоровье Инфо».

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.