Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Долгая дорога в облака

Дата публикации: 5 марта, 2012

Тема облачных вычислений звучит с трибун различных отраслевых конференций уже не менее трех лет...

Тема облачных вычислений звучит с трибун различных отраслевых конференций уже не менее трех лет, однако по-настоящему масштабных проектов в России пока не наблюдается.

Характерно, что в прошлом году, по данным InformationWeek Analytics, около 60% мировых корпораций уже использовали облачные приложения. Почему же отечественные компании до сих пор считают облачные технологии "перспективными" и когда они станут реальными?

С точки зрения оператора связи облако – это предоставление бизнес-услуг из дата-центра, а с точки зрения заказчика – это новая операционная модель потребления ИТ-услуг как сервиса. В первую очередь оператору требуется поддержка руководства. "Мы видим много операторов, желающих выйти на рынок облачных вычислений, однако эта тема поднимается лишь на уровне отдельных департаментов, что приводит к определенным трудностям. Поэтому реальная поддержка руководства является ключевым фактором для оператора связи, который хочет играть на этом рынке", - считает руководитель направления продаж решений для ЦОДов в регионе Россия и страны СНГ Cisco Systems Олег Коверзнев. Точно так же как облачная инфраструктура насквозь пронизывает все элементы ЦОДа, сервис – это то, что создается департаментами маркетинга, ИТ и продаж совместно. И основная сложность здесь - абсолютная фрагментарность команд внутри оператора.

Со стороны заказчиков облачных сервисов происходит ровно то же самое: внедрение облачных технологий может стимулировать только желание компании повышать эффективность ИТ и бизнеса. Это желание должно также исходить от руководства компании, а внутри компании должны работать люди, которые готовы проанализировать рынок операторов, технические решения вендоров и выбрать оптимальное решение. Необходимо иметь четкую стратегию, в пользу какого облака – частного, публичного или гибридного – следует сделать выбор. Какой бы вариант облака компания ни выбрала, необходимо понимать, какая платформа понадобится для реализации этой стратегии. Внутри корпоративного заказчика также присутствует фрагментарность департаментов, и даже если у одного из них есть желание внедрять облако, этого явно недостаточно.

Еще одна трудность, которая сдерживает развитие отечественного рынка облачных технологий, – это вопрос информационной безопасности (ИБ). Ситуацию с безопасностью облаков в России отражает статистика, которую собрал Cloud Security Alliance Russian Chapter. Так, эта организация проанализировала данные в открытом доступе о 15 крупных российских публичных облачных провайдерах (SaaS и IaaS). Упоминания об ИБ на сайте имеются лишь у семи компаний, только у одной из них на сайте есть хотя бы общее описание используемой системы защиты, и еще одна компания разместила на своем сайте рекомендации по ИБ для клиентов. Однако ни у одного из этих провайдеров нет описания процессов взаимодействия с клиентами по вопросам ИБ! Типичные фразы в описании информационной безопасности у провайдеров: "Для защиты используется HTTPS", "Мы делаем резервное копирование" и "Дата-центр круглосуточно охраняется". Безусловно, этого явно недостаточно, и только комплексное решение вопросов безопасности позволит существенно ускорить переход к облачным сервисам.

Екатерина Лаштун, обозреватель журнала "Стандарт" 

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.