Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

50 млн долларов — в стартапы

Дата публикации: 23 мая, 2011

Интернет-инвесторы обсудили ближайшие перспективы…

В конце апреля 2011 года под управлением компании AddVenture, пионера в сфере венчурного инвестирования интернет-проектов в Рунете, начал работу третий фонд. Об этом на круглом столе «Инвестиции в интернет-проекты — перспективы 2011—2012 годов» рассказал управляющий партнёр AddVenture Сергей Карпов.

Инвесторы, в число которых входит президент группы QIWI Андрей Романенко и президент медиахолдинга «Пронто-Москва» (газета «Из рук в руки») Леонид Макарон (другие имена не разглашаются), вложат 7 млн долларов в 7—10 проектов в течение ближайших двух лет. Фонд зарегистрирован на Британских Виргинских островах в виде Ltd — по такой же схеме работал и фонд DST.

Команда AddVenture, под управлением которой продолжают работать ещё два фонда, инвестирует в технологические проекты с 2008 года и вложила за это время в проекты 1 млн долларов. Среди 11 стартапов, выпорхнувших из-под её крыла, наибольшую известность получили Pixonic, разрабатывающая игры для социальных сетей, геосервис AlterGeo и разработчик SaaS-решений для онлайн-торговли InSales.

AddVenture III займётся стартапами в области потребительского интернета, мобильных приложений и электронной коммерции, которые находятся на начальной стадии развития и в фазе роста. Отобранные проекты должны отвечать нескольким требованиям: работать на рынке объёмом не менее 50 млн долларов, иметь реалистичную бизнес-модель и начать зарабатывать через полгода после старта. Если дела пойдут хорошо, уставной капитал фонда может быть увеличен до 50 млн долларов с помощью допэмиссий.

И сам факт образования AddVenture III, и внушительный размер инвестиций говорят о том, что российский рынок инвестирования в интернет-проекты не только находится в фазе роста — увеличиваясь на 30—40% в год, но и приобретает наконец черты рынка цивилизованного, зарождается экосистема инвестирования. Выход на биржу Mail.Ru и готовящееся IPO «Яндекса» привлекают внимание зарубежных инвесторов и повышают доверие к экономике Рунета.

Директор фонда Intel Capital Игорь Табер отметил факт роста числа интернет-инвесторов, хотя до европейской конкуренции нам ещё далеко. По словам Табера, представители сразу 15 западных инвестфондов приехали познакомиться с российским рынком за последние месяцы, хотя сразу вкладываться в проекты они пока не готовы. Г-н Табер пожаловался на нехватку качественных проектов, в которые его фонд готов инвестировать, исходя из своих критериев отбора.

О недостаточном количестве амбициозных начинаний говорил и управляющий директор Kite Ventures Эдуард Шендерович. По его словам, на глобальный рынок выходят лишь единицы российских компаний. Между тем глобализация инвестиций — один из самых очевидных трендов последнего времени. Бесперспективно делать проекты, которые работают только на внутреннем рынке.

Впрочем, даже несмотря на то что деньги стали более «умными», инвестиции — обдуманными и профессиональными и мы видим невероятный предпринимательский бум, рынок интернет-инвестиций в России по-прежнему остаётся крайне закрытым и неконсолидированным, считает вице-президент по рекламным сервисам Mail.Ru Group Алексей Басов. Именно поэтому эксперты до сих пор затрудняются дать точную оценку объёму этого рынка. По подсчётам Андрея Романенко, за прошлый год в технологические компании было вложено порядка 300—350 млн долларов, из них примерно 50 млн — в стартапы.

Вскоре российские инвесторы могут столкнуться с тем, что IT-отрасль слишком мала для такого количества инвестиций, полагает член правления IBS и основатель podberi.ru, ставшего потом «Яндекс.Маркетом», Евгений Пескин. После этого инвестиции пойдут в другие отрасли или их раздадут обратно.

Это, однако, не мешает Леониду Макарону смотреть в будущее с оптимизмом. «Интересные проекты есть всегда», — сказал он, а лично для себя пожелал стартап, который придумает говорящие голограммы и что-нибудь для рынка классифайда.

Хорошее настроение спикеров не смог испортить даже едкий вопрос из зала о соотношении оригинальных идей и позаимствованных у Запада «клонов» в тех стартапах, которые эксперты ежедневно отбирают. По словам Сергея Карпова, вся потребительская экономика пришла в Россию с Запада, но мы не слепо копируем чужой опыт, а перерабатываем его и придаём проектам свою национальную специфику и оригинальность. Так что, пока Google не обвинит нас в плагиате, бояться нечего.

Автор: Анастасия Алексеева

Источник: Частный Корреспондент

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.