Газета-2016, или Местная пресса обречена на жизнь
Заниматься прогнозами - традиционно неблагодарное дело, а
на медийном пространстве - неблагодарное в кубе. Но без попыток прощупать
тонкие струнки будущего - никуда. Победителя ждет колоссальная награда: как в
виде возможности потешить себя коктейлем собственного тщеславия и
самолюбования, так и материальными дивидендами - если доверять принципу Парето.
Все, как в любом другом бизнесе: вы либо придумываете и создаете iPad (графен,
Facebook, Mercedes - выбирайте, что ближе по вкусу) и снимаете сливки в виде
80% рынка, либо выступаете в роли эпигона: плюясь и матерясь, отправляете в
мусорную корзину собственные стратегические планы (на которые были потрачены
время, силы и, не исключено, деньги) и начинаете реализовывать планы чужие. А
куда деваться, на оставшиеся после первопроходцев 20% рынка или его маржу тоже
будет немало расторопных претендентов...
На протяжении нескольких десятилетий местная пресса в нашей стране жила по
самым разным законам, за исключением, пожалуй, законов экономических. Думаю, не
будет секретом и то, что для части таких изданий грамотная финансовая политика
не в ущерб контенту, а, напротив, во имя контента, до сих пор - вопрос не
первостепенной актуальности. Но, на самом деле, страшно не это. Страшна
психология, ключевым мессейджем которой является «на мой век хватит». Страшно
напускное равнодушие, с помощью которого маскируется нежелание меняться и страх
перед неизведанным, но агрессивным, хладнокровным, наступающим семимильными
шагами. Отсюда - и застывшие формы местной прессы, в которых легко угадываются
очертания 80-ых годов. А злые языки поправят: каких восьмидесятых???
семидесятых!!! шестидесятых!!! времен Ленина на броневике!!! царя Гороха!!!
То, что меняться необходимо, и делать это нужно прямо сейчас - очевидно.
Достаточно провести в Интернете пару часов на специализированных сайтах, чтобы
глаза заболели от очередной порции прогнозов могильщиков печатных СМИ и
сегмента местной прессы, в частности. 2020 год, 2037, 2051... На самом деле,
установка точной даты не может являться приоритетом. Приоритет - В ПРИНЦИПЕ не
допустить наступление апокалипсиса местных СМИ. И у «дешевых муниципальных
газетенок» (цитата из блога одного уважаемого южноуральского журналиста и моего
ЖЖ-френда creozot) есть все шансы вооружиться чистокровной кошачьей
выживаемостью и не сдать ни пяди завоеванного предыдущими поколениями
журналистов информационного поля. Потому что через пять лет, в 2016 году,
принципы работы на местном медиапространстве претерпят серьезные изменения и,
вполне возможно, будут выглядеть так.
Парадигма № 1. Содержание главнее формы.
Полностью стирается, исчезает, сдается старьевщикам грань четкого разделения:
где газета, где радио с телевидением, а где новые медиа. Газета-2016 - это
ди-джейский (читай - редакторский) микс самых разнообразных информпродуктов в
самых различных пропорциях и дозировках. Состав и объем «ингредиентов», глубина
их использования - вещи сугубо индивидуальные. Пресса превращается в Фабрику
местного контента: создает, адаптирует, продвигает, сопровождает, монетизирует,
достает с пыльной полки, реанимирует, отправляет обратно на пыльную полку. Не
бросается, словно в пропасть головой, на освоение новых форм в ущерб старым. Но
и свежее, модерновое, не «игнорит». СМИ теперь исключительно развиваются, а не
диверсифицируются.
Парадигма № 2. Издание подстраивается
под аудиторию, а не аудитория - под издание.
И правильно: зачем настойчиво гнать людей из социальных сетей на свой сайт,
если вашей потенциальной аудитории удобно сидится именно там? Какая разница,
ГДЕ ИМЕННО познакомятся читатели и зрители с ВАШИМ контентом? Намного проще
решить вопрос идентификации контента с именем конкретного СМИ в чужом
«монастыре», чем палками (гиперссылками и баннерами) загнать людей в собственный
«Интернет-монастырь».
Бывшая газета «Красный N.» из города N., а ныне - Газета-2016, теперь есть везде: в «Одноклассниках», «Моем мире», «ЖЖ», «Фейсбуке», «ВКонтакте», мобильном телефоне, готовящемся к уходу на пенсию «планшетнике» и целом наборе новых «штучек», сервисов и гаджетов, которые пять лет назад еще зарождались в чьей-то умненькой голове. В выходных данных газет рядом с тиражом появляются сведения о количестве друзей в самых разнообразных социальных сетях. Соответственно, в самых разнообразных социальных сетках стоят ссылки на то, сколько издание имеет оффлайновых читателей. Онлайн и оффлайн жутко переплетены, в отдельности друг от друга смотрятся пошловато, скучно и нелепо: как Бонни без Клайда, как Снегурочка без Деда Мороза, как желтый шарик-драже M&Ms без красного.
Ноу-хау времени: универсальная компьютерная программа
размещения контента. Одним кликом, зато во все социальные сети сразу.
Парадигма № 3. Вся власть - менеджерам.
На смену седовласому поколению заслуженных редакторов, выросших из
журналистской среды, приходят профессиональные управленцы. Первая категория
крепка, как каменная глыба, однако разлетается в мелкие осколки при серьезном
ударе, после чего не подлежит восстановлению. Вторая - гибка, в меру податлива,
но устойчива в сохранении заданных форм, пружиниста. Какой бы ни была стратегия
той или иной Газеты-2016, у медиаменеджера есть только два объекта преклонения:
отраслевое законодательство и калькулятор. С помощью этих инструментов ловится
тонкая грань равновесия между качеством, оперативностью, достоверностью и
концептуальной направленностью контента, тиражом и прочими современными
символами измерения читательской аудитории, привлекательностью средства
массовой информации для потенциальных и реальных рекламодателей, и других,
более мелких, но категорически важных для обеспечения общего успеха нюансов.
Парадигма № 4. Платит читатель, платят и
читателю.
Подписаться на издание становится намного проще, чем постоянно отмахиваться от
настойчивого менеджера Газеты-2016, ответственного за подписку и
распространение. Минуется своеобразный Рубикон: более 50 % подписчиков
оплачивают продукт с помощью современных технологий (пластиковых карт и
банкоматов, платежных терминалов и клиентских карт со специальным кодом, SMS- и
Интернет-сервисов, в т.ч. web-money и Яндекс-Деньги).
Но и средство массовой информации начинает раскошеливаться. Правда, пока
заработать на Газете-2016 может только активный потребитель информации. СМИ
платит читателю за многое: за перепост, за комментарии (вернее, за их
определенное количество), за «живые» или электронные письма «по теме», за
участие в опросах и проводимых редакцией исследованиях, за годовщину дружбы с
Интернет-ресурсом да и просто маленький бонус на день рождения читателя. Платит
по-разному: и борзыми щенками в виде льгот или возможностей размещать
собственную информацию бесплатно (например, частное объявление или
поздравление), и реальными, живыми денежными средствами, причем, не только
«заброшенными на мобилу».
Размещение на Интернет-портале читательского фото и видео за деньги - широко
распространенная практика. Критерием в определении гонорара становится,
естественно, число кликов и просмотров уникальных пользователей.
На горизонте уже маячит тот день, когда издание будет платить и пассивным
читателям. Например, каждому пятисотому. Почему бы и нет? Правда, мы тут, в
2016-ом, об этом пока еще дискутируем...
Парадигма № 5. Изменение контента приводит
к смерти корявого пиара.
Контент растет в высоту и ширину, контент принципиально изменяется. Газеты-2016
вспоминают про старые прописные истины и делают ставку на визуализацию,
зрительное восприятие. Текстовая часть новостей на сайте становится короче,
ведь в новую эпоху побеждает тот, что умудрится уместить «Войну и мир» в
пол-листа А4 формата, набранного 14-ым кеглем.
Некогда сидевший на затворках главбух окончательно и бесповоротно становится финансовым директором. Меняются не только декорации, меняются суть и статус. Кредиторская и дебиторская задолженность анализируются в ежедневном режиме, затраты - еженедельно, постоянно ищутся все новые и новые резервы для сокращения потерь. Все цифры руководство знает назубок, даже если их разбудить после новогодней ночи.
Появляются первые «ласточки» с завершенным циклом производства печатного издания. Выстраивается технологическая цепочка: контент - типография - распространение. Газеты-2016 с давно известным брендом лихо осваивают новые, ранее чуждые ниши. Обладают собственной системой доставки и распространения, уверенно беря сторонние заказы. Выступают агентами на своих территориях федеральных и областных СМИ, рекламных компаний, крупных типографий. Через собственную сеть современных мини-киосков реализуют печатную продукцию, канцелярские принадлежности, учебники и книги.
Все новые идеи подсматриваются в больших и малых столицах и тут же, молниеносно, адаптируются Газетой-2016 под себя и в своем районе.
Источник: PlanetaSMI.RU