Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Как сделать рынок СМИ справедливым? Дать гражданам 100 млрд рублей!

Дата публикации: 2 августа, 2012

Как стало известно в конце минувшей недели, власти собираются подрезать на 5% расходы на дотации государственным СМИ...

Как стало известно в конце минувшей недели, власти собираются подрезать на 5% расходы на дотации государственным СМИ. Удивительно, но коллеги бюджетополучателей выразили по этому поводу плохо сдерживаемую радость. Конечно, отказываться от бюджетных денег СМИ не надо — надо просто изменить механизм их распределения.

Сейчас эти средства раздаются крайне неразумно — государство просто подпитывает одних рыночных агентов (госСМИ) в ущерб другим (частные медиа).

Вопрос — как поменять этот механизм?

На самом деле пример уже перед глазами, это проект colta.ru. Проект собирается существовать на средства читателей, и на минувшей неделе собрал первую целевую сумму — 600 000 рублей. Не Бог весть какие деньги, важен скорее прецедент: граждане рублем поддерживают понравившееся им СМИ. Осталось вложить им в руки кошелек с более серьезными деньгами. Я говорю, разумеется, о тех деньгах, которые государство тратит на поддержку СМИ. Вместе с региональными дотациями сумма получается за 100 млрд рублей, то есть более 1 000 рублей на совершеннолетнего гражданина (избирателя).

Почему бы не отправить эти деньги на целевой счет, с которого граждане могли бы переводить средства на счет понравившихся им медиа. Технически проблем быть не должно. Власти собираются выдавать Универсальную электронную карту, к которой можно было бы привязать и этот счет. Оформить целевой перевод можно как угодно — через банкомат, интернет, отделения Сбербанка.

Кто в выигрыше? В первую очередь, конечно же, независимые СМИ. Проблема окупаемости для них была бы почти решена. Допустим, если 50 000 человек, которые залайкали в Facebook «старый» Openspace, перевели бы в среднем по 150 рублей, сборы составили бы 7,5 млн рублей (за год). Это в четыре раза меньше, чем в идеале хотелось бы журналистскому коллективу, но как-то жить на эти деньги можно. Тем более, что возможности собирать деньги всеми прочими способами остаются: искать спонсоров/меценатов, продавать рекламу, собирать пожертвования граждан своими деньгами.

В плюсе и граждане. Они получают возможность совершенно бесплатно поддержать живыми деньгами наиболее симпатичные медиапроекты, голосовать за жизнь тех изданий, которые им интересны. Сделать что-то, чтобы сохранить их в том виде, в котором они нравятся, а не просто сетовать на владельцев, допустим, радиостанции. Я, например, сделаю это с огромным удовольствием, и буду весьма признателен за предоставленную возможность.

Обществу такая реформа также пойдет на пользу: оно получит именно те СМИ, которые хочет. Можно сказать, что так происходит и сейчас: медиа собирают аудиторию, у кого она больше и качественней, тот получает средства на развитие или даже на экспансию. Это правда, но не полная. Взять хотя бы измерение качества аудитории. Упрощая ситуацию до неприличия: аудитория 18-35 считается качественной и платежеспособной, ей можно продавать все или практически все товары. Даже более многочисленная группа читателей, например, за 40, считается менее привлекательной, эти люди рассматриваются как потребители, скажем, таблеток. В силу подобных предубеждений бюджет спортивных каналов как категории ограничен, грубо говоря, рекламным бюджетом «Сиалекса».

Есть риск, что россияне проголосуют за «Скандалы.Интриги.Расследования» и Петросяна, а как же «Культура» и, например, детское вещание? Можно и нужно ввести в систему элемент госполитики: поделить медийные деньги по категориям: 20% на местные СМИ, 30% на детские, 10%, допустим, на спорт, 25% на что хотите, 15% на госпропаганду. Ну или в другой пропорции — чтобы и детям досталось, и на культурку хватило.

Нам самом деле в выигрыше и власть. Ведь системных рисков как таковых нет. Как показал опыт пенсионной реформы, 80% граждан по крайней мере в первые годы никуда деньги не переводят. То есть эти деньги остаются в распоряжении государственного управляющего – значит, принципиально ничего не поменяется. При этом за 20% бюджета господдержки СМИ власти получат лояльность негосударственных медиа, которым внезапно отломится господдержки – причем по прозрачной процедуре, так что обездоленным жаловаться будет не на кого. Власть получит и еще кое-что.

Как сегодня устроено бюджетное финансирование государственных СМИ? По версии политолога Дмитрия Орлова так: муж главы «РИА Новости» Светланы Миронюк, владелец компании КРОС и бывший замглавы кремлевской администрации Сергей Зверев лоббирует выделение РИА бюджетов, а Миронюк по субподряду размещает заказы в КРОС. В такой схеме нет никакой связи между эффективностью решения госзадач и объемом госфинансирования – а хотелось бы, наверное. 

Как это изменить? Дать гражданам возможность поддержать рублем те или иные пропагандистские проекты. Даже если этот голос публики будет носить совещательный характер (большую часть средств власти продолжат выделять волюнтаристски), в системе, очевидно, появится конкуренция. Как минимум это пойдет на пользу контенту. Что, наверное, важнее: конкурентная среда поможет более эффективно выявлять молодые таланты — с ними в любой системе дефицит.

Ну и, конечно, собранные от граждан медийные деньги должны поступать производителям контента, то есть редакциям — а не владельцам медиа. Это даст редакциям не иллюзорную независимость не только от политической цензуры, но и от цензуры денег/владельцев. 

Мне кажется, индустрия в целом к такой независимости готова. Вопрос в другом — способны ли способны ли уже существующие институты типа Союза журналистов пролоббировать эти изменения, либо надо формировать новые?

Игорь Иванов

ПланетаСМИ

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.