Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Планшеты и будущее издательской отрасли

Дата публикации: 11 января, 2011

Пока не возникнут новые модели, которые позволят издателям зарабатывать на контенте и одновременно исключат для пользователя необходимость покупать столько приложений, сколько журналов он хочет читать, продажи цифровых изданий не вырастут.

 

Конец ушедшего года принёс издателям не слишком приятные вести. Вопреки ожиданиям, вторая половина года показала падение объёмов продаж журналов на iPad. Имеющиеся данные по таким изданиям, как Glamour, GQ, Vanity Fair, Men's Health и Wired, свидетельствуют о спаде интереса пользователей к приобретению цифровых выпусков журналов.

Прежде всего - о том, что эта информация означает (для тех, у кого нет iPad'а).

Существующая модель продажи изданий на планшетных компьютерах такова. Поскольку подписная модель в операционной системе iOS пока не реализована, издатели либо предлагают отдельные номера журналов как независимые платные приложения (которые скачиваются из AppStore, как и любые другие приложения), либо создают оболочку (обычно предоставляя её бесплатно), из которой уже скачиваются отдельные номера (опять же, каждый номер за отдельную плату). Первая схема используюется, например, журналом Wired, вторая - новым чисто iPad-ным изданием Брэнсона The Project.

Появление журналов-приложений вызвало большой интерес пользователей. Wired, к примеру, в первый месяц своего появления на iPad (в июне 2010 года), продал аж 100 тысяч копий электронной версии - почти на 30% больше, чем экземпляров печатного издания! Но уже в июле-августе объём продаж iPad-версии упал втрое, а дальше падение продолжилось (в ноябре, скажем, продалось всего 23 тысячи копий).

У других журналов ситуация аналогичная - всплеск вначале, на волне интереса к новому носителю, затем резкое падение и дальнейшее постепенное ухудшение продаж.

Что это означает?

Уже появилось множество комментариев на эту тему. Среди причин называются следующие.

1. Отсутствие на iPad подписной модели, в результате чего издатели вынуждены брать деньги за каждый номер журнала отдельно, а читателям, привыкшим к подписке на печатные издания, это не нравится.

2. Очень высокие цены на цифровые версии. Цены на iPad-журналы практически не отличаются от розничных цен на печатные версии, в то время как по подписке можно получать то же издание (я имею в виду, опять же, печатное), в среднем, за 20% розничной цены.

3. Неудобство AppStore для продажи изданий. Журналы трудно найти среди великого множества разнообразных приложений, и выглядят они на дисплее невыигрышно. По мнению многих, журналам нужен собственный store, где они будут представлены как на стенде газетного киоска.

4. Очень большой размер приложения. Первый выпуск Wired был размером почти в гигабайт - более 7% объёма памяти нижней модели iPad. Купить почти за 5 долларов нечто, что будет развлекать тебя несколько часов, а потом стереть его из-за недостатка памяти - или купить в пять раз дешевле игру размером меньше раз в десять, которой будешь наслаждаться как минимум несколько дней?

5. Отсутствие инноваций. Пользователи ждали, что цифровые версии журналов создадут новый user experience, вызовут доселе не испытанные ощущения - а получили всё тот же гипертекст + картинки + видео время от времени. Одним словом, ничего особенно новационного издатели не предложили.

Из всего вышесказанного вроде как вытекает, что, как только эти факторы будут устранены (в новой версии iOS появится подписка, цены немного упадут, размер приложений уменьшится и т.д.), цифровые журналы снова привлекут к себе внимание читателей - и продажи опять вырастут.

Более того, сравнение продаж электронных и печатных версий показывает (опять, вроде бы), что между ними есть прямая корреляция. То есть, продажи iPad-журналов не упали - они просто соответствуют уровню продаж печатных версий. Волноваться не о чем.

Моё мнение - ситуация гораздо серьёзнее. Проблема далеко не только в ценах или конкретных характеристиках цифровых изданий. Назрела необходимость в новых моделях подачи контента пользователю.

Всё дело в том, что издания на iPad используют всю ту же старую бизнес-модель - доставка контента читателю через отдельный канал. Это может быть почтовая подписка, а может - покупка издания в розницу. Важно, что в такой модели читатель должен использовать столько каналов, сколько изданий он намерен читать.

Издатели держатся за эту модель по понятным причинам - никто пока не придумал, как им зарабатывать деньги иначе, чем продавать читателям издание (или доступ к нему). Читатели же больше не хотят этого. Почему? Потому что у них есть интернет, в котором они могут найти эти же новости бесплатно - или воспользоваться агреггатором типа Google Reader или Pulse.

Если посмотреть на вещи с этой стороны, становится ясно, что пока не возникнут новые модели, которые позволят издателям зарабатывать на контенте и одновременно исключат для пользователя необходимость покупать столько приложений, сколько журналов он хочет читать, продажи цифровых изданий не вырастут.

Проблема в том, что новая бизнес-модель пока не вырисовывается. Никто не знает, как зарабатывать деньги на широком распространении своей информации, подобном RSS. А читатели, судя по всему, хотят именно этого.

В любом случае - уже ясно, что долгожданным спасителем издательской индустрии (на что так надеялись издатели) iPad пока не стал. Станет ли?

 

Источник: Сайт Александра Шнайдера

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.