Джемир Дегтяренко, главный редактор журнала о медиабизнесе «Новости СМИ»: «Депутаты дали определение «концу света»
Хочется вновь затронуть тему вмешательства государства в деятельность СМИ и интернет-ресурсов...
Коллеги, рад встрече!
Хочется вновь затронуть тему вмешательства государства в деятельность СМИ и интернет-ресурсов. Вот уже и британские депутаты призвали противостоять любым попыткам государственного регулирования средств массовой информации. Один из лондонских политиков заявил, что госрегулирование равносильно государственному лицензированию печатных изданий, и политики не должны вмешиваться в эту сферу. На сегодняшний день полностью отключена от интернета Сирия – там не работает 77 интернет-ресурсов. Власти утверждают, что сети атакованы террористами. Однако я не исключаю, что сами госструктуры приостановили работу интернета в целях государственной безопасности.
Вообще, на мой взгляд, в последнее время все чаще государство мотивирует контроль информационных потоков интересами безопасности. Хотя зачастую это не что иное, как попытки регулировать саму информацию. И попытки эти порой выглядят весьма неуклюже.
Взять российский «Закон о защите детей…» и регулирование в связи с этим контента в сети. Весь ноябрь с блокировкой сайтов были связаны скандальные истории. В «черный список» попадали не конкретные страницы с нехорошей информацией, а IP-адреса сайтов. В «черном списке» оказывались и видеохостинг YouTube, и десятки законопослушных сайтов, попавших «под раздачу» вместе с сайтом, пропагандирующим наркотики.
Пострадали и пользователи, и компании.
Для меня совершенно очевидно, что система блокировки информации не доработана. Роскомнадзор и сам публично признал, что организация не справляется с ведением реестра запрещенных сайтов. И обратился за помощью в решении проблемы к провайдерам хостинга, операторам связи и общественным организациям.
Роскомнадзор даже РАЭК попросил стать посредником между ним и провайдерами. Взять на себя функции по рассылки уведомлений о противоправном контенте хостерам и владельцам сайтов. Только пойдет ли навстречу ведомству Российская ассоциация электронных коммуникаций, представляющая интересы около ста интернет-компаний? Ведь участие в создании реестра можно расценить как полную поддержку закона.
А вот инициативу государства о введении законопроекта, запрещающего в СМИ называть имена детей, пострадавших от преступлений, я считаю вполне разумной. Хотя многие средства массовой информации, где действуют свои этические нормы, и без введения закона следуют этому принципу.
Не могу не обратить внимание на еще одну свежую инициативу депутатов Госдумы: призыв к руководству федеральных телеканалов отказаться от распространения информации о конце света. Депутаты дали емкое определение «концу света» – как коммерческому проекту СМИ. Действительно, с помощью таких передач легче всего увести аудиторию из сети интернет к телеэкранам. Тема апокалипсиса муссируется в СМИ уже не первый год, но почему-то депутаты спохватились только на пороге декабря 2012 года. Однако мощное оружие психологического воздействия, коим является ТВ, уже сделало свое дело: 10% людей свято верят, что 21 декабря конец света точно наступит.
Вот только сами телеканалы не собираются «умирать». Строят планы на будущее, разрабатывают новые проекты рейтинговых программ. Вот и Общественное телевидение России планирует выйти в эфир 13 мая и уже определилось с тематикой. Как сообщил генеральный директор ОТР Анатолий ЛЫСЕНКО, основными темами телеканала будут волонтерство, ЖКХ и жизнь регионов – рассказ о том, как люди живут в провинции. Руководство канала заявляет, что не будет освещать деятельность государства. Но весьма сомнительно, на мой взгляд, осуществлять деятельность по информированию населения в России, и быть вне политики, не затрагивать интересы государства.
Ну а что касается конца света, то нас, скорее, ждет наступление новой эпохи, благодаря стремительно развивающимся информационным технологиям, которые придадут новый импульс развитию отрасли. Так что смело подводите в декабре итоги и стройте планы на будущее, уважаемые коллеги.
Джемир Дегтяренко,
главный редактор журнала о медиабизнесе «Новости СМИ»