Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 19

Дата публикации: 13 ноября, 2015

Медиасообщество ворвалось в новый сезон, словно демонстрируя, что жизнь продолжается...

Коллеги, приветствую!

Хотелось бы поделиться с вами некоторыми наблюдениями относительно актуальных, осенних событий медиарынка.

Медиасообщество ворвалось в новый сезон, словно демонстрируя, что жизнь продолжается, что последствия кризиса и политическая напряженность уже не так актуальны. Как будто пришло время закрыть на это глаза и, как телеканал СТС, побить свой прошлогодний рекорд и вырвать у конкурентов 14,4%. На втором месте – телеканал ТНТ, его доля на старте составила 13%, на третьем – Первый канал с долей 11,7%. Также в топ-10 каналов вошли РЕН-ТВ и «Россия 1» – у обоих 5,5%.

Но не всем удалось преодолеть вызванный новым витком кризиса шок. Продолжается падение рекламного рынка, никуда не исчезли проблемы печатной прессы. Но мне кажется, что в медиасообществе намечается вектор преодоления данного этапа кризиса, как внутреннего, когда не ясно, как вести себя в меняющихся условиях, так и внешнего, экономического.

На волне оптимистического начала сезона происходят и планируются крупные сделки и перемены. Здесь надо упомянуть покупку 75% акций CTC Media у шведской MTG (37,9%) и всех миноритариев холдингом ЮТВ, принадлежащим Алишеру Усманову и Ивану Таврину. Сумма сделки – $200 млн. Напомню, еще год назад

капитализация CTC Media на бирже Nasdaq достигала $1,8 млрд.

Реструктуризация CTC Media связана со вступающими в силу с января 2016 года ограничениями для иностранного капитала в России. Это значит, что предложение ЮТВ не что иное, как попытка соблюсти «закон о 20%». Примечательно, что именно холдинг Усманова–Таврина первым собрался позволить себе реконструировать бизнес. Сначала соблюдение закона «зацепило» телеканал Disney, 49% в котором с осени 2011 года принадлежит американской Walt Disney Co; впрочем, точные сроки реконструкции пока не оглашаются. Помимо ЮТВ, особой оперативностью отличилась медиагруппа Hearst Shkulev Media. Группа издает журналы Elle, Maxim, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», а также управляет сетью региональных интернет-ресурсов.

Больше практически никто не отличился пламенной готовностью к реконструкции. Притом, что, по данным Роскомнадзора, из 80 тыс. российских СМИ доля иностранного капитала имеется у тысячи печатных изданий и 150 теле- и радиокомпаний. До вступления закона в силу остались считанные месяцы, и медиасообществу пора принимать решение.

Другая заметная сделка – покупка радиостанции «Питер FM» основателями и бывшими владельцами 50% «Дорожного радио» Сергеем Ямщиковым и Андреем Даниловым у Родиона Юрьева – бывшего главреда «Питер FM». И это уже третий их радиоформат в регионе, включая «Радио Ваня» и «Радио для двоих».

Еще одна немаловажная тема – громкие перестановки и назначения в медиагруппах. В нынешних условиях подобные преобразования и приобретения также могут пойти на пользу сообществу, поскольку потенциально они способны подтолкнуть медиасферу к развитию.

Поэтому я бы хотел обратить внимание на ситуацию вокруг «Русской медиагруппы». К концу сентября Сергей Архипов, уже бывший директор РМГ, собирался встретиться с Леонидом Федуном, председателем совета директоров инвестиционной компании ИФД «Капиталъ», которая управляет 78% РМГ. Сам Архипов сказал, что вопрос о том, останется ли он работать в медиагруппе, будет зависеть от того, покупает группу Киселев или нет. Напомню, что против представляющего «Госконцерт» Владимира Киселева была развернута скандальная кампания с участием звезд отечественного шоу-бизнеса, которые даже написали письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить продажи РМГ «Госконцерту».

В итоге 30 сентября ситуация разрешилась. На своей странице в Facebook Архипов заявил об окончательном уходе из медиагруппы.

В плане нововведений и перемен этой осенью не отстает и «Газпром-Медиа». Лауреат премии «Медиа-Менеджер России» Рафаел Минасбекян назначен на должность руководителя субхолдинга «Кино и тематическое ТВ. Производство, прокат, дистрибуция». Новый топ-менеджер собирается отвечать за развитие кинопроизводства и проката, управление накопленной библиотекой фильмов и прав, а также за руководство 35 тематическими телеканалами, их развитие, контент и дистрибуцию.

Судя по бурному старту сезона и намеченным переменам, крупные представители медиабизнеса смотрят в будущее уверенно. Будем держать руку на пульсе и следить, насколько медиакомпаниям удастся сохранить позитивную динамику.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.