Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 6

Дата публикации: 1 апреля, 2015

На рынке медиа заметны две разнонаправленные тенденции...

Коллеги, приветствую!

На рынке медиа заметны две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, число соискателей на вакансию топ-менеджера в медиа растет, а с другой – некоторые из них уходят с медиарынка, берут паузу или вообще акцентируются только на собственных бизнесах, зачастую никак с ним не связанных. Именно так поступил Павел Филенков, уйдя из «Коммерсанта»; Дмитрий Солопов возглавил свой холдинг, а радиопроекты развивает исключительно на украинском рынке. Усталость от бесконечных кризисов, изменения законодательства, снижения норм прибыли чувствуют и акционеры, и инвесторы. Западные инвесторы вроде Sanoma уходят с рынка, отечественные пытаются продать надоевшие активы. Акционеры «Проф-Медиа» успели продать медиабизнес «Газпром-Медиа». А вот Алишер Усманов «ЮТВ-Холдинг» – нет.

С другой стороны, последние сделки и объединения показали возросшую важность личности медиаменеджера. Так, Демьян Кудрявцев, как говорят, выкупает акции «Ведомостей» в пользу анонимного инвестора и, по сути, выступает гарантом сделки и дальнейшей работы издания. А Вячеслав Муругов, пуповиной связанный с «СТС Медиа», в свою очередь, получил контроль над 20% акций «Прайм Тайм», созданной совместно ВГТРК и «Национальной Медиа Группой». Ставки повышаются, и статус менеджера растет. Уже все чаще это не наемные руководители, взятые под конкретные задачи, а ставленники инвесторов и акционеров, а значит – сверхнадежные люди.

Тем не менее, многое говорит о том, что в среде топ-менеджеров продолжатся кадровые перестановки. Одни компании расширяют сферу деятельности, и им нужен менеджмент с большими компетенциями. Например, с большим опытом работы с онлайн-проектами, видео, мобильными приложениями, краудсорсингом, биржевыми сделками, знанием рынков других стран или новых форм рекламы и коммуникаций. Медиа активно диверсифицируют свой бизнес и расширяют его, ищут новых партнеров, заказчиков и инвесторов. Им нужны люди с опытом работы в других сферах для запуска сопутствующих бизнесов: электронной коммерции, сайта знакомств, книжной лавки, клубной площадки, собственной линии одежды или кафе. Сильных администраторов, сокративших издержки и персонал, должны заменить идеологи, способные увидеть ситуацию по-новому и вывести людей из психологического кризиса, – не секрет ведь, что основные проблемы в их головах. И жесткий стиль управления, который до этого применялся для отсекания всего лишнего, должен смениться на более продуктивный. Одним словом, лидер, который больше знает, у которого больше опыта и нужных знакомств, наверняка получит в этом году не одно интересное предложение.

Менеджеры, обладающие более разносторонним опытом управления, заменят тех, кто обладает меньшими компетенциями. Причем, скорее всего, за те же деньги: как говорят кадровые агентства, соискатели какое-то время пытались индексировать зарплату по отношению к курсу доллара, но в итоге приходят на новое место с минимальным торгом.

В ближайшие полгода процесс активной смены состава верхнего эшелона медиакомпаний продолжится. Акционеры ряда компаний, пока не получившие годовой отчет, еще не принимали серьезных кадровых решений. Другая часть уже поменяла топ-менеджмент и к июню получит данные об их работе. Причем и те, и другие вряд ли останутся довольны, так как ситуация на рынке несильно изменилась. Все это приведет к дальнейшей пертурбации рынка, и мы, как всегда, сообщим о происходящем в свое время.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.