Трудно ожидать бурного развития новых медиа в стране, где СМИ не очень приветствуют
Нас можно «поздравить»: Россия оказалась на последнем, 19 месте...
Коллеги, рад встрече!
Нас можно «поздравить»: Россия оказалась на последнем, 19 месте, в рейтинге стран по проникновению новых медиа. Таковы результаты исследования ZenithOptimedia. И, судя по прогнозу, из аутсайдеров нам не выбраться еще долго.
Самым популярным медиа в нашей стране остается телевидение, хотя среди молодежи (до 34 лет) уже превалирует интернет – 87% против 67%. Наиболее популярные онлайн-активности у наших соотечественников это интернет-поиск, электронная почта и социальные сети. Причем число россиян, пользующихся соцсетями, по данным «Ромира», достигло уже 80%. Что интересно, в каждом пятом случае они используются для работы, поддержания деловых контактов.
Более того, появился новый тренд – создание социальных сетей для профессиональных сообществ. Так, в Подмосковье разрабатывается социальная сеть для чиновников, которая должна повысить их открытость для жителей. Идея, я считаю, неплохая: с помощью виртуальной площадки люди смогут задавать вопросы руководителям муниципалитетов, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, предлагать решение проблемы.
А вот вторая идея вызывает у меня сомнение: не будут ли выброшены деньги на ветер? Я имею ввиду организацию «промышленного фейсбука», на который планируется выделить из бюджета 30 млрд руб. Проект позиционируется как платформа для сотрудничества инженеров и конструкторов в области микроэлектроники, телекоммуникаций, машиностроения и биотехнологий. Но, на мой взгляд, он очень призрачный.
Также к разработке концепции своего присутствия в социальных сетях и блогах приступила РПЦ.
Хочу отметить, что тенденция ухода из СМИ людей с оппозиционным настроем продолжается. Причем не по своей инициативе. В феврале из эфира ушли Вера Кричевская и Артемий Троицкий – канал «24 Док» и радиостанция «Финам FM» не продлили с ними контракты. Закрылся сайт OpenSpace – новая команда во главе с Максимом Ковальским (бывшим главным редактором журнала «Коммерсантъ-Власть») проработала всего полгода. Собственник сайта Вадим Беляев не стал объяснять причины, а Максим Ковальский назвал мотивы «политическими».
Не могу не согласиться с точкой зрения Леонида Бершидского, что частному бизнесмену владеть СМИ в нынешней России опасно. Потому как бизнес сильно зависит от государства. И неизвестно, как отзовется слово в принадлежащем тебе СМИ там, «наверху».
Как сказала в одном из интервью Вера Кричевская, «никакого нового медиа в России в ближайшие годы не будет: никто не будет вкладывать в СМИ деньги, все мечтают от них избавиться».
Инвесторы не готовы идти на политический риск, отсюда – отсутствие у нас новых серьезных медиапроектов. Зато наши соотечественники отлично чувствуют себя за рубежом. Буквально на днях в Великобритании российский бизнесмен Лебедев получил лицензию на открытие телеканала London Live с охватом 4 млн домовладений. Напомню, что Лебедеву принадлежат газеты Independent и прибретенная в 2009 году Evening Standard. Последняя впервые за 10 лет стал приносить прибыль. В Британии небезосновательно полагают, что если Лебедевы захотят вырваться в лидеры и среди сетевых информационных источников, их ждет успех. «Зачем бороться за власть в Москве, когда можно прибрать к рукам все от Низдена до Ноттинг-Хилла?» – пишет британская газета The Guardian.
Если в России СМИ находятся на ручном приводе власти, то на западе они остаются инструментом демократии. Трудно ожидать бурного развития новых медиа в стране, где СМИ не очень приветствуют. Достаточно вспомнить нашумевшее выступление замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина. Но, как верно сказал Владимир Познер, «понятно, что если тебя нанимают, неважно кто, государство или частное лицо, то тебя нанимают с какой-то целью, но при этом ни те, ни другие не могут заставить тебя изменить журналистике». Если ты не служишь аудитории, ты перестаешь быть журналистом.
Кстати, Минкомсвязи дистанцировалось от высказываний г-на Волина. Его глава Николай Никифоров, выступая 15 февраля на Красноярском экономическом форуме, сказал, что слова чиновника не являются позицией министерства. Однако признал, что проблема свободы СМИ в российском обществе действительно существует.