Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Круглый стол «Устойчивое развитие и инвестиции в конкурентные нематериальные активы: как это работает на бизнес-преимущества»

Дата публикации: 15 мая, 2012

11 мая в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) при поддержке АКМР состоялся Круглый стол...

10 мая в Россию приехали мировые гуру по вопросам корпоративной и социальной ответственности (КСО) и устойчивого развития Б.Гугинс (Prof.Bradley K. Googins) и Ф.Мирвис (Philiph Mirvis, Ph.D). Первый визит они нанесли в МИРБИС, где встретились и побеседовали с руководством нашей бизнес-школы.

11 мая в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) при поддержке АКМР состоялся Круглый стол«Устойчивое развитие и инвестиции в конкурентные нематериальные активы: как это работает на бизнес-преимущества».

Круглый стол собрал свыше сотни специалистов компаний («Балтика», «Уралкалий», «Северсталь», «Уралсиб», «СУЭК», «Росбанк», «НЛМК», «Интер РАО ЕЭС» и др.), консалтинговых компаний (PWC, KPMG, Ernst&Young). Модераторами Круглого стола выступили руководитель Комитета по корпоративной социальной ответственности и демографической политике РСПП, основатель компании «Вимм-Билль-Данн» Д.М.Якобашвили и директор Центра КСО и нефинасовой отчетности РСПП Е.Н.Феоктистова.

Ведущие подчеркнули трудности, с которыми сталкиваются компании в сфере КСО: проблемы российского законодательства, несовершенство российских стандартов бухучета, сложный предпринимательский климат, большая дистанция между властью и обществом и др. Профессор Б.Гугинс и доктор Ф.Мирвис в своих выступлениях рассказали о развитии и трансформации концепций корпоративной и социальной ответственности и устойчивого развития в США и мире, механизмах общественного контроля бизнеса, новой повестке для развития компаний (способность противостоять рискам, находить возможности развития бизнеса через решение социальных вопросов, про актуальность социальных инноваций, борьбы с коррупцией; управление цепями поставок и создание добавленной стоимостии др.). Международные эксперты представили данные совместного с McKinsey & Company исследования про уровни развития КСО в компаниях США.

В завязавшейся дискуссии аудиторию особенно интересовали вопросы мотивации руководства компаний к стратегическому управлению  КСО. Как убедить CEO в том, что вопросы корпоративной  социальной ответственности не только достойны их внимания, но и жизненно необходимы для устойчивого развития компании? Существуют ли в США механизм правового побуждения  компаний к CSR (Corporate and Social Responsibility)? Работает ли на Западе механизм финансового стимулирования компаний к внедрению принципов КСО?

Ответы профессоров Б.Гугинса и Ф.Мирвиса на большинство вопросов такого плана были обескураживающие просты. В самом деле, в информационно-отрытом гражданском обществе дистанция между потребителем и компанией невелика. Поэтому деятельность компаний находится под пристальным вниманием общества. Например, Nike использовала детский труд на своих фабриках во Вьетнаме (малолетней работнице оторвало руку) или компания отказалась выплатить выходное пособие уволенным рабочим в Гондурасе? Кроссовки и футболки Nike будут бойкотироваться по всему миру. Начинает падать репутация компании, инвесторы перестают вкладывать деньги, биржевые котировки акций снижаются, капитализация падает. Эксперты рассказали про изменение стратегии Walmart, McDonalds под давлением потребителей и про позитивный опыт Novo Nordisk, успешно управляющей КСО на стратегическом уровне. Аудиторию также интересовали вопросы измерения эффективности КСО. Эксперты рассказали про оценку КСО с точки зрения рисков и возможностей для бизнеса.

В России большинство компаний или непубличные (акции не размещаются на бирже), или государственные. Поэтому в нашей стране особенно важна регулирующая роль государства; пока она больше проявляется на уровне риторики. Роль локомотивов КСО в России выполняют крупнейшие корпорации: ФК «Уралсиб», «Сахалин энерджи», «Роснефть», «Росатом», «РУСАЛ», «Норильский Никель» и др. Эти компании являются участниками Социальной хартии российского бизнеса, некоторые из них вошли в сеть Глобального договора ООН, публикуют отчёты в области устойчивого развития и т.д. 

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.