7 ошибок в проведении медиатренингов
Большинство пиарщиков либо организуют медиатренинги — тренинги по обучению руководителей эффективной работе с медиа — сами, либо обращаются в агентство...
Вот уже восемь лет, как мы проводим медиатренинги для спикеров различных фирм. В основном это крупные компании, чьи топ-менеджеры хотят или не хотят, но обязаны общаться со СМИ. Большинство пиарщиков либо организуют медиатренинги — тренинги по обучению руководителей эффективной работе с медиа — сами, либо обращаются в агентство. Сегодня я расскажу о том, какие пять ошибок совершает большинство, какие ошибки делала я сама, когда только начинала организовывать подобное обучение много лет назад.
1. Считать, что лучший тренинг - это лекция
Представим себе, что топ-менеджер еле нашел четыре часа на проведение тренинга. И тут вы начинаете грузить его теорией. Рассказываете о законе «О СМИ» и законе «О рекламе». В этот момент он откровенно скучает и думает, под каким бы предлогом сбежать от вас. Больше он ни за что не согласится на медиатренинг и будет знать, что от пиарщиков лучше держаться подальше.
Самый лучший тренинг — это не теория, а упражнения. Вовлеките топ-менеджера в работу. К примеру, самопрезентация топ-менеджера на одну и три минуты по заданной вами структуре. Или же работа с кубиками историй (storycubes) — когда по случайно выпавшим изображениям спикер рассказывает историю, связанную с бизнесом. Всего упражнений более 30, но на медиатренинге используется обычно 3-6 в зависимости от того, какие задачи и сколько часов у вас есть на обучение.
Конечно, если спикеру предстоит работа с разными типами СМИ (глянец, деловые и пр.), то стоит ему немного дать информации о рынке СМИ, но не нужно превращать тренинг в лекцию по истории отечественных медиа. Всё равно он ничего не запомнит.
2. Обучать топов разного уровня ради экономии бюджета вместе
Обычно заказы на медиатренинги поступают от продвинутых директоров по пиару или маркетингу или же от руководителей департаментов по персоналу. Последние очень любят экономить, поэтому считают, что заместитель руководителя департамента и руководитель департамента отлично пройдут тренинг вместе. Иногда это действительно хорошая идея. Но чаще смущаются оба, так как не хотят демонстрировать друг другу «неправильное» поведение и делать упражнения, а также не могут дать друг другу честную обратную связь. К примеру, один из спикеров сильно заикается, а второй (его подчиненный) говорит: «Ой, как прекрасно Иван Васильевич сейчас все рассказывал, так легко, увлекательно, так хорошо удерживает внимание!».
На тренинге лучше всего обучать руководителей одного уровня, а не смешивать подчиненных и шефов вместе. И еще, состав группы должен быть не больше четырех человек. Медиатренинг, как костюм: сложно сшить один и тот же для двух разных людей. А ведь некоторые искренне полагают, что ради экономии бюджета так хорошо провести тренинг сразу на 8-12 человек.
3. Возлагать слишком большие надежды на первый тренинг
Иногда пиарщики уверены, что стоит им только провести четырех- или шестичасовой медиатренинг, как тут же спикер начнет радостно вещать во время прямых эфиров, легко и искусно вплетая ключевые сообщения фирмы в ответы.
Но почему-то этого не происходит. Медиатренинг способен запустить изменения в поведении спикера. Но, скорее всего, вам понадобится не один, а хотя бы два-три таких собрания в течение года. Но даже если у вас будет несколько тренингов в год, они не доведут до автоматизма столь нужные спикеру вещи (умение представляться, владеть собой и пр.), поэтому нужна постоянная практика (рассказывать истории о бизнесе, доме, семье, регулярно общаться с пиарщиком и пр.).
В связи с этим после тренинга пиарщику-рабочей лошадке надо будет постоянно взаимодействовать со спикером, давать ему обратную связь после интервью, ездить с ним на форумы и конференции, следить за временем, поправлять, пудрить и пр. Как правило, только постоянная работа со спикером дает хорошие результаты. Если говорить о тренингах, то определите себе цель:, чего именно вы хотите добиться от первого опыта, а что можно отложить на потом. Завышенные ожидания, как правило, приводят к разочарованию.
Отметьте по шкале от 1 до 10, где сейчас ваш спикер (к примеру, на отметке 4), поставьте себе задачу продвинуться вперед на два шага. Не ждите, что тот, кто не мог и пары слов связаться и путал детали, сразу начнет уверенно общаться с журналистами после обучения.
4. Проводить тренинги самому, но не привлекать реальных журналистов
Часть пиарщиков справедливо считают, что договора и NDA(соглашения о конфиденциальности) со СМИ мало, ведь если во время тренинга руководитель сболтнет газете или радио горячую новость, она обязательно уйдет в эфир. Хотя журналист, который пришел на тренинг, обещал молчать и получил за свое время и работу гонорар. Выход тут один — приглашайте тех, с кем давно общаетесь и в ком на 100% уверены. Или не планируйте тренинги тогда, когда у вас горячие новости на подходе.
Большинство тренеров, конечно, когда-то давно были журналистами, но это отнюдь не то же самое, что каждый день работать в эфире или брать интервью, придумывать интересные темы, обсуждать повестку дня, задавать каверзные вопросы. Поэтому на обучение нужно обязательно приглашать тех, кто прямо сегодня работает журналистом, и при этом не звезду, за которую всю работу делают помощники, а звать именно рядового корреспондента.
5. Бояться обидеть спикера
Осторожничать с критикой до такой степени, что на любое действие спикера говорить только: «Как же это прекрасно! О, это так чудесно!» опасно. Руководитель обычно приходит на тренинг, когда понимает, что у него есть проблема. Он хочет получить честную обратную связь. Чтобы ваша критика не звучала слишком жестко, используйте правило бутерброда, то есть 40% позитива в начале вашей обратной связи («Отлично представились и хорошо представили нашу компанию. Я рада, что вы упомянули, что у нас 333 офиса в разных регионах»), 20% негатива в середине («Правда, во время прямого эфира вы совсем не смотрели на ведущего, а жевали галстук») и 40% позитива в конце.
Если спикеры очень нежны, то проведите с ними подготовительную беседу. Опишите, что их ждет на тренинге еще до того, как они на него согласились.
6. Забыть об аудите спикера и компании до тренинга
Меня всегда «радуют» запросы из серии, а не могли бы вы прислать вашу стандартную программу медиатренинга? Конечно, выслать и программу, и визитку, и райдер несложно, но чтобы тренинг сработал на пять с плюсом, нужно провести аудит присутствия компании и спикеров в медиаполе. Мы обычно для этого используем «Медиалогию», обзвоны СМИ, а также просим пиарщика и службу прислать нам видео выступлений спикеров. Для этого нужно хотя бы один-два рабочих дня. Всё это помогает составить действительно максимально полезную программу, учесть пожелания и подготовить максимально эффективную программу.
7. Не вести видеозапись тренинга
Обычно после тренинга спикер получает разного рода электронные отчеты от всех участников (тренер, журналисты, а также юрист, психолог, если они были). Но все-таки лучший отчет — это видеозапись тренинга, из которой можно сделать нарезку упражнений и отдать ее просмотреть спикеру. Опыт показывает, что смотреть себя на видео и анализировать — довольно неприятная процедура. Но полезная. Поэтому обязательно ставьте камеру во время тренинга и пишите на нее и теорию, и практику. Кстати, сама по себе съемка на камеру — это тоже хорошее упражнение для спикера. Оно позволяет повысить стрессоустойчивость.
Любые чек-листы, памятки с тренинга также помогут улучшить результат спикера после.
Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner