Эффективная журналистика: расследования в Швеции
В Швеции очень сильны традиции расследовательской журналистики...
В Швеции очень сильны традиции расследовательской журналистики. Этот жанр становится все боле популярным, привлекая профессионалов возможностью глубокого изучения наиболее актуальных для общества проблем на примере конкретных историй. Оперируя чаще фактами, чем мнениями, он завоёвывает и признание людей. Интернет-издание "Прямая речь", побывав на месте выясняло, что подпитывает проницательность шведских журналистов и как им удается проливать свет на то, что скрывают тщательнее всего.
Из европейских стран расследовательская журналистика наиболее сильно представлена в Швеции, где независимость прессы всегда имела очень большое значение. Самый первый в мире закон о свободе печати был принят здесь в 1766 году. С 1812 года – после того, как в него были внесены некоторые уточнения, он, почти не меняясь, входит в Конституцию страны. Для самих шведов и по сей день свобода СМИ — краеугольный камень уклада жизни общества.
Как рассказала секретарь Союза журналистов Швеции Анита Вальберг, естественно, журналисты, не вовлечены в официальные расследования, которые проводит полиция. Но они сделают все, чтобы предать огласке информацию о нарушениях любого рода. Таков менталитет шведских журналистов. К тому же, сказывается отсутствие цензуры в медиа и максимальная открытость властей.
— Есть четкая граница между фактами, обнаруженными журналистами и официальными расследованиями. Журналисты работают самостоятельно, отдельно от полиции. Только для того, чтобы опубликовать, пролить свет. Затем это дело властей — провести собственное расследование и расставить все точки над i, — рассказала Анита.
Большинство шведских журналистов — члены союза, но есть и «одиночки».
— Журналистам гарантирована безопасность в Швеции, если сравнивать с ситуацией в других странах, но, к сожалению, есть примеры, когда им поступают угрозы. Не от властей, а от людей, которые нарушают закон, от экстремистских группировок, например. В целом же, угрозы журналистам — редкое явление, — пояснила Анита Вальберг.
К тому же, в Швеции есть общественная организация, созданная в интересах тех, кто решил сосредоточить усилия на расследованиях. Это — Шведская ассоциация журналистов-расследователей. Сегодня в ней состоят около 1400 человек. Каждый год организация проводит большую конференцию, в которой принимают участие шведские журналисты, а также расследователи из других стран, в том числе из России. Ассоциация учредила и свое СМИ — журнал Scoop, который выходит 4 раза в год. Это небольшой журнал, но он широко известен в Швеции и за её пределами. На его страницах публикуют лучшие расследования других СМИ, а также истории о том, как их проводили. Есть и эксклюзивные материалы.
Как рассказал главный редактор журнала Фредрик Нейман, в нем публикуют материалы о наиболее интересных расследованиях не только в Швеции, но и в других странах. Сама же организация создана для помощи расследователям в обмене опытом, контактами и информацией.
— Расследования популярны в Швеции, людям нравится читать такие истории. К примеру, на телевидении расследования — одни из самых рейтинговых. Много проводят и антикоррупционных расследований, — рассказал Фредрик.
По словам Аниты Вальберг, люди ждут от журналистов, чтобы те разоблачали коррупционеров.
— Многим журналистам трудно найти время на эту работу. При этом коррупционеры делают все возможное, чтобы скрыть свои преступления. Как итог — расследования требуют времени, высокого профессионализма, много других ресурсов, а главное – терпения, — поясняет Вальберг.
Нельзя сказать, что работа журналиста в Швеции относится к числу высокооплачиваемых. Некоторым журналистам очень хорошо платят, другим — нет. Разница очень большая. Если ты работаешь на центральном телевидении или в одной из наиболее популярных газет, твое имя — на слуху, тогда можно не беспокоиться о материальной стороне. В большинстве случаев расследования отдельно не оплачивают, и никаких особых условий для тех, кто ими занимается, нет. Это просто часть твоей работы. При этом на расследование одной истории иногда уходят месяцы.
Журналистам, которые подвергают себя риску, занимаясь расследованиями, поддержку, в том числе и юридическую, обычно оказывает работодатель. Расследователями редко бывают фрилансеры, так как задействовать нужно слишком много ресурсов.
Отдельный момент расследовательской работы — защита источника. Раскрывать его запрещено по закону.
— В ряде стран защита источника информации – это право журналиста, но в Швеции ты обязан защищать его, это уже право самого источника. Но, журналисты сознательно его практически никогда не раскрывают. Были случаи, когда это происходило по ошибке, не намеренно, — рассказала Вальберг.
Шведскую газету могут обвинить в клевете, но никогда – конкретного журналиста. Ответственно всегда СМИ. Редки случаи, когда компании обвиняют СМИ во вреде репутации. Газета при этом должна доказать, что у нее были веские основания для публикации.
— Трудно дать однозначную оценку статусу журналиста в Швеции. Доверие к ряду СМИ очень высоко, к другим – нет, — отмечает Анита.
Расследованиям, по словам Вальберг, обучают в базовом курсе журналиста, но специального курса по антикоррупционным расследованиям нет. Для обмена опытом и последующего повышения квалификации и существует Шведская ассоциация журналистов-расследователей.
— У журналистов в Швеции сейчас тяжелые времена, многие потеряли работу в последние пару лет. У шведских газет дела идут плохо, нет рекламы, вся она ушла в интернет. Это вполне понятно. Но нас это волнует. Это может привести и к снижению активности среди расследователей, потому что лишь немногие смогут позволить себе заниматься этим, — сетует Анита.
Журналистам-расследователям также не позволено и самим нарушать закон в процессе работы. Суд, естественно, примет во внимание, если журналист должен был нарушить закон, чтобы открыть факты. В таком случае наказание будет скорее символическим.
— Был случай, когда журналист хотел показать, как просто можно нелегально купить оружие в Мальме. Он пошел и купил его, чтобы на своем примере доказать это. Затем он сразу обратился в полицию, сдал пистолет и объяснил, почему он это сделал. Впоследствии был опубликован материал. В обществе развернулась нешуточная дискуссия на этот счет. Он и его работодатель были оштрафованы, журналист также получил замечание на работе. Но, верховный суд назначил ему наименее строгое наказание. Таким образом суд продемонстрировал свою позицию — да, СМИ сделало что-то незаконное, но у журналиста была цель — показать проблему, которая есть в обществе, — рассказала Вальберг.
Таким образом, шведская Фемида провела черту — если журналист делает что-то незаконное, суд не может сказать, что это в порядке вещей. Но, он принимает во внимание, почему это было сделано. К тому же, в шведских СМИ четко отлажена система саморегуляции. Есть омбудсмен по делам СМИ и кодекс этики. Большинство споров решаются именно с помощью этого института.
Как сообщил Фредрик Нейман, в Швеции часто публикует антикоррупционные расследования, так как они пользуются большим спросом.
— Конечно, если сравнивать с ситуацией в России, большинство людей все же доверяют властям. Шведы считают, что они хорошо справляются со своей работой. К тому же, информация об их работе, по большей части, открыта. Власти располагают базами данных, и журналисты легко могут получить к ней доступ, — рассказал Фредрик.
По его словам, было опубликовано большое расследование о короле Швеции — он оказался связан с местным криминалитетом. У журналистов, которые открыли это, были большие проблемы, они вынуждены были прекратить расследование по соображениям безопасности, так как стали получать угрозы.
— Проблема в нашем законе — короля нельзя судить, сначала нужно лишить его статуса. Это средневековый подход, но тем не менее. Швеция демократическая страна – но такой подход сохранился. Это — сила традиций. Конечно, у короля нет реальной власти, но люди всё же прислушиваются к нему, — отметил Фредрик Нейман.
В ассоциации также помогают с международными контактами и всегда оказывают содействие расследователям из других стран. Могут также помочь с юридической консультацией, при этом не за счет собственных ресурсов — в соответствии с духом организации одни члены помогают другим.
По словам Фредрика, журнал готов опубликовать и расследования российских журналистов, если они будут соответствовать духу Scoop — содержать проверенные факты и проливать свет на «тёмные» истории, актуальные для жизни общества.
Валентина Степанова
Прямая речь
Материал подготовлен при поддержке программы CREATIVE FORCE Шведского Института