Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Китайские СМИ: первое о четвёртых

Дата публикации: 2 февраля, 2011
Журналистское сообщество привыкло называть печатные издания - первыми СМИ; радио и телевизионные каналы - вторыми и третьими; а интерактивное СМИ - четвёртыми. Об интерактивных СМИ в интервью с коллегами из ведущей китайской газеты «Жэньминь жибао».

Это интервью, точнее, перечень вопросов и ответов на них, предоставлено коллегами из ведущей китайской газеты «Жэньминь жибао» (аналог отечественных газеты «Правда» советских времён и газеты «Ведомости» времён современных). Да, встречается в прессе и такой жанр, когда интервьюируемый сам задаёт себе вопросы и сам на них отвечает. В любом случае, полагаем, этот текст будет небезынтересен нашим читателям - журналистам и тем, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом.

- В чём вы видите особенность интернета, как одного из вида средств массовой информации, если сравнивать его с так называемыми традиционными СМИ?
- В кругу журналистского сообщества мы привыкли называть печатные издания, в основном относящиеся к газете и периодическому журналу, первыми СМИ; радио и телевизионные каналы - вторыми и третьими; а интерактивное СМИ (также называющиеся он-лайн - СМИ или веб-сайты новостей) - четвёртыми. Могу и без преувеличения констатировать тот факт, что мы находимся в поворотном этапе истории - бурном подъёме информационной революции. В такой революционной эпохе интернет представляет собой одним из самых заметных плодов инфомационно-технического прогресса.

Как и в других странах мира, интернет в Китае стремительно развивается и становится всё больше и больше доступен многим простым гражданам Китая. Образно говоря, интернет раскрыл перед китайской аудиторией уникальное окно, которое позволяет познать самого себя и внешний мир. Интернет сближает каждого из нас. В китайско-язычном сегменте интернета насчитывают несколько миллионов сайтов различного рода. По последней статистике КНР имеется 330 миллионов пользователей сети интернета, общий объём мобильных телефонов составляет 700 миллионов и выше. Среди них значительное место занимают электронные средства массовой информации.

- Интернет и другие новые средства массовой информации, такие как массовые периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей, цифровые издания быстро приобретают популярность. Форма передачи информации и ее распространения претерпели коренные изменения. Новые средства массовой информации влекут за собой появление новых форм распространения информации. С изменением способов передачи информации меняется и образ жизни и методы работы человека. На ваш взгляд, какую роль играет прогресс в информационной сфере?
- Я согласен с вашей точкой зрения. Как правило, мы разделяем все существующие СМИ на две части -это традиционные и новые СМИ ,в составе последнего работает и интерактивное СМИ, и мобильные телефоны. Как вы уже упомянули, новые интерактивные СМИ заметно отличаются от традиционных СМИ следующими четырьмя особенностями:

Объёмность поступающей информации; актуальность помещенной информаций; интерактивность; быстро изменяющиеся потребности и пристрастия интернет-аудитории и тому подобное. Хотим мы или нет, но интерактивное СМИ обладает многими прирождёнными качественными преимуществами над традиционными СМИ. Вот поэтому с такой динамичностью развиваются средства массовой информации в сети.

- Какие более значимые сайты новостей Китая вы можете отметить? Насколько велико к ним общественное доверие? Какую ответственность сайты должны нести за распространяемую информацию?
- В КНР насчитывается 6 главных государственных информационных серверов. Это интерактивное издание «Женьминван» газеты «Жэньминь Жибао», которое является одним из крупных информационных сайтов на китайском языке; веб-сайт «Синьхуа», который принадлежит китайскому информационному агентству «Синьхуа»; веб-сайт «CCTV», благодаря которому нам предоставляется возможность смотреть телепередачи и на русском языке; веб-сайт китайского центрального народного радио; веб-сайт «CRI News» - международное интерактивное радио Китая; и самый последний - это China.org.cn, учредителем данного сайта является государственное управление переводов иностранной литературы и материалов. Задача всех вышеперечисленных основных серверов состоит в том, чтобы своевременно и всесторонне предоставлять пользователям интернет-сайтов полную и достоверную информацию про мир и про Китай в том числе.

Также могу сказать, что главными источниками публикуемых новостей являются основные средства массовой информации, что гарантирует авторитетность, актуальность и надежность сообщений. И поэтому благодаря своей компетентности и ответственности данные интернет-сайты пользуются большой популярностью у аудитории и завоевывают доверие большинства пользователей сети-интернет.

- Информация в наше время имеет важное значение. А своевременная информация тем более! Интерактивные СМИ отличаются оперативностью передачи, на них не оказывают влияние ни факторы печати, ни факторы распространения. Можете ли вы привести пример о более молниеносной передачи информации о происходящих событиях в Китае?
- Мы живём в глобальную информационную эпоху. Мир новостей информационной индустрии переживает глобальные перемены. Трудно представить, как мы уже можем обойтись без сети. Иначе говоря, мы уже стали заложниками сети-интернет, то есть заложниками онлайн-жизни. По мере того как бурно развивается информационная технология, произошли радикальные изменения с формой производства и распространения новостей. В результате чего, индустрия СМИ превращается в мощную отрасль экономики, в состав которой входят и интерактивные СМИ.

По традиции китайское журналистское сообщество проводит краткий годовой обзор уходящего года. В 2010 году 15 ведущих китайских медиа провели онлайн-опрос, подобрав 10 горячих событий предыдущего года. Девять миллионов пользователей приняли участие в голосовании и вскоре были подсчитаны результаты. Событие, которое заняло первое место по популярности и по значимости - это инцидент, именуемый «игра в прятки с кошкой». Это событие произошло в уезде Динь Нинь провинции Юнь Нань, южная провинция КНР граничащая с Вьетнамом. 8 февраля 2009 года один 24-летний парень Ли Циомин, находившийся в камере временного задержания, по непонятным причинам и условиям получил серьезное ранение головы и был госпитализирован. Через 4 дня Ли скончался в госпитале. Местная милиция оповестила, что обстоятельства, при которых молодой человек получил смертельное ранение, выглядели следующим образом, во время прогулки по территории задержанный играл в прятки с другими заключенными и случайно ударился головой об стенку, что и повлекло за собой смертельное ранение и далее летальный исход. Этот инцидент сразу вызвал бурную реакцию у интерент-пользователей. Они не поверили в официально-оглашенную версию и требовали объяснения: Кто виноват в этом инциденте? Тем самым 19 февраля под мощным давлением многомиллионной публики ведомство местного правительства согласилось с организацией расследовательской группы с участием основных представителей пользователей сети-интернет, чтобы они провели индивидуальное расследование, в качестве третьего лица.

27 февраля был оглашён окончательный результат расследования: истинная причина смерти молодого Ли вызвана сильным избиением в камере временного задержания, в следствие чего и было получено смертельное ранение.

Многие социологи Китая считают, что это событие имеет определённое социальное значение. Во-первых, «сила интернета» и общественное давление в какой-то степени может осуществлять социальную справедливость и равноправие между людьми; во-вторых, интернет-мнения поможет укрепить многомедийную контролирующую функцию.

В общем, многие интернет-события напоминают данный сценарий ("прятки"), такие как падение жилищного здания в пригороде Шанхая, разоблачение экономических преступлений чиновников.

- Интернет не только позволяет быстро получить информацию, но, и является каналом интерактивного общения. Появилась возможность обсуждать вопросы общественной жизни, например, в форумах. Расскажите, пожалуйста, о форуме Цянго лунтан, который находится на сайте Жэньминьван. Какие еще формы интерактивного общения существуют на сайте?
- "Жэньминьван" - один из самых авторитетных, влиятельных и оперативно обновляемых сайтов в Китае. "Жэньминь Жибао" - это свыше тысячи журналистов, работающих в 70 корреспондентских отделениях Китая и всего мира. Более пятисот партнеров помогают газете сделать сайт преимущественно важным источником информации о Китае.

Со дня создания сайта [Женьминь Жибао - ИнГа] - 1 января 1997 года - наша газета поставила перед собой задачу вещать новости так, чтобы они были доступны всему миру. Сайт на русском языке был официально открыт 5 июня 2001 года. Это один из ведущих официальных русскоязычных серверов Китая. Здесь Вы можете прочитать новости, комментарии и многое другое. Наряду с сохранением компетентности газета в полной мере развивает возможности Интернета, усиливая привлекательность и интерес. Для удобства работы, редакция предлагает пользователям индивидуальную подписку, бесплатную электронную почту, он-лайн опрос, поиск на сервере и т.д. Интерактивное "Жэньминь Жибао" выходит на китайском, русском, английском, японском, французском, испанском и арабском языках. Компетентность, всесторонность и оперативность информации на сайте "Жэньминь Жибао" получили всеобщее признание. Недаром большинство читателей говорят: "Важные события читайте в интерактивной газете "Жэньминь Жибао".

1999 год стал переломным годом развития веб-сайта Жэньминьван. В 5:50 утра 8 мая 1999 года произошло важное международное событие, здание посольства КНР в бывшей Югославии было подвержено варварским ракетным ударом от американских военных истребителей. В этой трагедии на месте события погибло трое китайских журналистов. К счастью, мой коллега, аккредитованный в Югославии корреспондент «Женьмин Жибао» Люй Уаньсунь, избежал смертельной угрозы. Он первым в мире сообщил о состоявшейся американской атаке. Американские безжалостные военные атаки тут же вызвали большое возмущение у населения Китая, что привело к широкомасштабному патриотическому подъему. В этот критический момент интерактивная газета «Женьмин Жибао» первым отреагировал на это событие, создав форум "Держава".

После этого многомиллионная китайская молодежь, которая составляет большинство пользователей сети интернет, оставили свои сообщения, в которых чувствовался патриотический дух и эмоциональное недовольство к американскому гегемонизму. До сих пор «Держава» считается самым популярным форумом среди китайских веб-сайтов. На сегодня в «Женьминван» и на остальных сайтах новостей применяются многомедийные функции такие, как аудио-видео трансляции, иллюстрационная графика и другие формы.

- Пользуются ли все той же популярностью традиционные СМИ такие, как радио, газеты? Как развиваются, и есть ли конкуренция между сетевыми и традиционными СМИ? Как можно использовать их преимущества?
- Несмотря на все трудности традиционных СМИ, газеты и журналы и впредь будут существовать. Например, газета Жэньминь Жибао в Китае пользуется большой популярностью и очень читаемая на сегодняшний день, тираж которой ежегодно увеличивается на сто тысяч и более экземпляров. Тираж её уже достиг 2.8 миллиона. У холдинга газеты《Жэньминь Жибао》издаётся всего 25 разных газет и журналов. Могу с уверенностью сказать, что большинство из них функционирует и причем рентабельно. Отвечая на серьезный вызов интерактивного СМИ, традиционные СМИ, имеют свою позицию, с которой я полностью согласен: в интернетную эпоху, с одной стороны, печатные издания должны отлично выполнять свою прежнюю работу, как представитель качественной информации; с другой стороны, при помощи быстро развивающейся электронной технологии журналисты традиционных СМИ должны уделить максимум внимания на повышение собственной эффективности распространения информационной продукции, осуществлять модернизацию перехода от традиционного медиа к современному мультимедийному информационному предприятию.

Стратегическая задача, поставленная перед нами - это построить современную первоклассную международную медиа-группу, существенно поднять способность освещения и распространения информации на мировой уровень.

Не отрицаю, что в нынешних условиях пессимистические прогнозы о будущем печатных СМИ актуальны: печатные издания исчезнут в 2020 году. Моя точка зрения более оптимальна: газеты продолжают пользоваться популярностью у определённой части читателей, которые испытывают приятные ощущения от чтения газет. Некоторые учёные выдвигают такую версию, что чтение подразделяется на низкое и глубокое. Они имеют в виду, что интерактивные газеты относятся к числу так называемому «низкому» чтению, а книги и газеты - к «высокому». Я с ними, в принципе, согласен.

В состоявшемся 9-10 декабря 2009 года в Москве четвёртом форуме Европейских и Азиатских медиа выступление главного редактора "Киевский Телеграф" Владимира Скачко меня очень впечатлило. Цитирую: "Печатные СМИ: как им успеть за событиями? У еженедельных печатных изданий всегда найдется свой читатель. В Украине есть шикарный, устойчивый, стабильный спрос на еженедельники. Печатные издания действительно никогда не поспеют за интернетом и телевидением. Но всегда найдутся люди, которые под утренний кофе хотят почитать толстую газету. У нас есть сегмент постоянных читателей. Имеется множество их отзывов в виде писем. То, что ценит аудитория еженедельников - это события, подкрепленные фактами, комментариями, аналогиями.

 

Источник: ГОРОД Березники

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.