Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Объёмы PR-бюджетов

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) опубликовала отчет о финансовых показателях индустрии PR.

Он основан на исследовании, проведенном в январе-марте 2010 г. и оценке Экспертного Совета Ассоциации. Как сообщает АКОС, PR пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось. Объем коммуникационного рынка в России составил $1,99 млрд в 2009 году. В текущем 2010 году в этой сфере прогнозируют рост на 12%. 

В период 2007–2008 годов объем рынка PR достигал $1,75 и $2,5 млрд. Ежегодный прирост составлял 43%. Такое перспективное развитие в 2009 году приостановил финансовый кризис. Прогнозы АКОС в начале 2009 года о сокращение рынка на 28%, что в денежном эквиваленте составляет до $1,8 млрд, не сбылись. Снижение объема составило меньше ожидаемого на 26,8%. В общей сумме объем российского PR-рынка в 2009 году составил $1,99 млрд.

Такие виды коммуникаций, как маркетинговые, кризисные, корпоративные, а также внешние связи в ушедшем году были наиболее востребованы. Бюджеты этих сфер постигло наименьшее сокращение: на 12%, 15%, 17% и 18% соответственно. Во время кризиса компании сосредоточились на использовании PR-инструментов для построения позитивной репутации перед деловым сообществом, коммуникаций с органами государственной власти, а также продвижения товаров и услуг потребителям.

Спад наблюдался у таких направлений коммуникационного рынка, как внутренние коммуникации (-25%), B2B (-30%) и финансовые (-35%). По секторам экономики падение наблюдалось в финансовых услугах, недвижимости, автопромышленности и секторе luxury. Стабильными в ушедшем году оставались инвестиции в PR фармацевтических, энергетических и IT-компаний.

По прогнозам, в текущем году бюджеты в области B2B-маркетинга и внутренних коммуникаций стабилизируются. В случае дальнейшего оживления финансовых рынков предстоит сокращение кризисных коммуникаций и рост коммуникаций финансовых.

Если говорить о зарубежных коллегах, то согласно отчету European Communication Monitor в 2009 году, к 2012 году в Европе компаниями будут активно использоваться корпоративные коммуникации, в том числе социальной ответственности, внутренние и внешние связи. Такие же тренды наблюдаются и на российском коммуникационном рынке.

По прогнозам, перераспределение маркетинговых бюджетов в сторону увеличения доли PR продолжится в России и в 2010 году, что соответствует мировой тенденции. Происходить это будет в том числе и за счет роста инвестиций в цифровые коммуникации, где PR играет существенную роль. 

 

Комментарии

Елена ФАДЕЕВА, председатель АКОС,

генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard

Начало 2009 года ознаменовалось резким сокращением расходов на PR. Однако в последнем квартале наблюдался уже небольшой рост, поэтому по итогам года мы вышли на уровень $1,99 млрд. Прогноз на 2010 год сдержанно-позитивный: мы ожидаем увеличение объема рынка на 12%. Среди традиционных видов PR наиболее активно будут развиваться маркетинговые коммуникации, сфера корпоративной социальной ответственности и связи с органами государственной власти, а также коммуникации в области здравоохранения и высоких технологий. Отдельно стоит отметить направление цифровых коммуникаций (digital PR), которое показало значительный прирост в 2009 году (+25%) и будет расти в 2010 году такими же темпами. Этот вид коммуникаций сегодня становится все более важным инструментом продвижения, в том числе и для управления корпоративной репутацией.

В 2009 году бюджеты и персонал агентства Fleishman-Hillard Vanguard не только не сократились, но даже выросли. В прошлом году наша команда выросла более, чем на 30% по сравнению с 2008 годом. Это произошло в первую очередь за счет расширения таких направлений, как корпоративные кризисные коммуникации, связи с органами государственной власти (GR), цифровые коммуникации (digital PR) и маркетинг PR в ряде категорий — например, индустрия развлечений.

Несмотря на кризис, мы увидели достаточно высокую потребность в профессиональных и качественных коммуникационных услугах в этом направлении. Более того, мы запустили новое направление — информационно-аналитическое, предоставляющее специализированные услуги интегрированного мониторинга и аналитики, особенно активно используемое в рамках кризисных коммуникаций.

В 2010 году мы видим оживление PR-активности, в том числе и тех компаний, которые замораживали свои бюджеты в прошлом году — например, в категории финансовых услуг, автомобильного рынка.Если тренд экономического развития России будет развиваться, то в 2010 году мы увидим рост в этих индустриях в области PR. 

Николай ЛИСЕЕВ,

коммерческий директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru 

В самый разгар кризиса (конец 2008–2009 годы) мы практически не вели PR-активность, используя другие средства маркетинга. Однако во второй половине 2009 года Dostavka.ru увеличила бюджет на PR, а осенью мы подписали договор с ведущим PR-агентством. Активизировать эту работу мы решили не только в связи с улучшением экономической обстановки и выходом из кризиса, но и, в первую очередь, в связи с тем, что в прошлом году компания Dostavka.ru начала рестарт бизнеса. Мы посчитали, что это хороший повод для активизации работы с общественностью, потенциальными клиентами и СМИ.

На мой взгляд, наибольшую PR-активность проявляли в кризисный период девелоперы. В недвижимости традиционно много PR. В условиях падения спроса роль PR в формировании «рыночной» цены квадратного метра сложно переоценить.

Мы планируем активно продолжать PR-компании Dostavka.ru, поскольку хорошая репутация и информационная открытость — важнейшие составляющие успеха современного бизнеса. Хороший PR может довольно эффективно решать многие задачи, в том числе и эти. Как бизнес, развивающийся в Сети, интернет-гипермаркет в 2010 году будет наращивать в качестве приоритетной активность в онлайн-направлении PR (социальные сети, блоги). 

 

Анастасия ТАРАТИНА,

директор по развитию бизнеса «Михайлов и Партнеры.

Управление стратегическими коммуникациями» 

Компания «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» не сокращала бюджет на продвижение в 2009 году, оставив его на докризисном уровне.

Исходя из задач наших клиентов, мы могли заключить, что практически все отрасли экономики были достаточно активными, понимая необходимость постоянной коммуникации со своими целевыми аудиториями/стейкходерами. В числе активных отраслей можно отметить автомобилестроение, IT, банки, инфраструктуру.

Уже к концу 2009 года многие компании пришли к выводу, что простое сокращение PR бюджетов — это неэффективный инструмент. Репутация компании — наиболее ценный актив, требующий постоянных инвестиций. Уже с начала 2010 года значительно увеличилось число запросов по таким направлением, как внутренние и digital-коммуникации, разработка стратегий и информационное сопровождение запуска новых продуктов и мероприятий, сопровождение сделок и IPO. В целом, можно отметить позитивную тенденцию изменений.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.