Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Медиаосень: Сейлз-Хаус «по-взрослому»

Экономические события, сопутствующие новому ТВ- и радиосезону, складываются положительно. И с завидной частотой они складываются в сейлз-хаусы. Не успели отгреметь бурные обсуждения развала «Радио Альянса», а события, тем не менее, не стоят на месте и свято место продавцов рекламы уже не пусто.

Принятые в минувшем декабре поправки в закон «О рекламе» стали главным катализатором процесса создания сейл-хаусов, поскольку обязали федеральные телеканалы с госучастием выбирать себе продавца рекламы по результатам торгов.

Продавать рекламу на каналах Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) с 2011 года будет собственная «дочка» - «РТР-Медиа». Чуть ранее собственный сейлз-хаус создал и холдинг «СТС Медиа». Таким образом группа «Видео Интернешнл» («ВИ») продолжит сотрудничество только с одним из трех ключевых клиентов - Первым каналом. В закрытом конкурсе ВГТРК участвовали ее собственная компания «РТР-Медиа», «Медиа Синдикат» и коммуникационная группа LBL, которая занималась, в основном, закупкой рекламы для своих клиентов, а не продажами. Учредителем ОАО «РТР-Медиа» является входящее в ВГТРК ФГУП «Государственная телевизионная компания «Телеканал Россия». Компания была зарегистрирована еще в 2002 году, а в августе 2010-го ее гендиректором был назначен Дмитрий ЛЕОНОВ.

ВГТРК же интересовали не столько обещанные конкурсантом сборы, сколько софт, с которым будет работать продавец. Преимущества были у компании, которая гарантировала бы использование по лицензии программного обеспечения «Видео Интернешнл». Лучшие наработки оказались у «РТР-Медиа». ВГТРК звала в конкурс и «Видео Интернешнл», но группа отклонила это приглашение, потому что ранее получила и уже приняла приглашение участвовать в закрытом конкурсе Первого канала. Если «Видео Интернешнл» выиграет торги «Первого», то с учетом других действующих клиентов группы - РЕН, «Пятого канала», ТВ-3, MTV, «МУЗ-ТВ» и 7ТВ - доля группы составит 34,35%.

Напомним, что поправки в закон «О рекламе» запрещают с 2011 года федеральным каналам работать с продавцом, если его доля в сфере продаж телерекламы превышает 35% всех бюджетов, привлеченных на все эти каналы за последние два года. Таким образом «Видео Интернешнл», чья доля сейчас, по оценке Федеральной антимонопольной службы, составляет почти 71%, вынуждена расстаться с двумя из трех своих ключевых клиентов - Первым каналом (22,04%), «СТС Медиа» (19,92%) и ВГТРК (16,79).

Второй по значимости клиент «ВИ» - холдинг «СТС Медиа» (телесети СТС, «Домашний» и ДТВ) - уже создал собственный сейлз-хаус «ЭвереСТ-С». Сейчас юристы «СТС Медиа» и «Видео Интернешнл» обговаривают детали нового договора, по которому «ВИ» будет оказывать холдингу консультационные услуги и предоставит свой софт. Гендиректором «ЭвереСТ-С», согласно ЕГРЮЛ, является Юлия МОСКВИТИНА - нынешний заместитель гендиректора «СТС Медиа» по коммерческой деятельности. Ранее было объявлено, что нынешний продавец рекламы для «СТС Медиа» - группа «Видео Интернешнл» - в дальнейшем будет оказывать холдингу только консультационные услуги.

Рынок радио в начале осени не только не отстает от телевидения, но даже опережает актуальные тенденции развития. Помимо роста грибов и роста объема рекламы на радио, сентябрь был ознаменован объединением рекламных продаж давними конкурентами - Вещательной корпорацией «ПрофМедиа» (ВКПМ) и «Европейской медиа группой» (ЕМГ) на крупнейшей по аудитории независимой станции - «Радио Шансон». Этим соглашением радиоальянс «Взрослое радио» (именно так зовется новорожденный союз конкурентов) пытается привлечь новых рекламодателей на столичном рынке. В его рамках предлагается единое пакетное размещение рекламы в московских эфирных блоках на пяти радиостанциях, ориентированных на взрослую аудиторию: «Авторадио», «Юмор FM», «Радио Алла» (принадлежат ВКПМ), «Радио ДАЧА» (холдинг «Медиа Холд» Игоря Крутого) и «Радио Шансон». Войдя во «Взрослое радио», «Шансон» не собирается отказываться от сотрудничества с прямым конкурентом ВКПМ - холдингом ЕМГ, которое началось еще осенью 2008 года. В «Медиа Плюс» (сейлз-хаус ЕМГ) уточнили, что сейчас компания является эксклюзивным продавцом «Шансона» в Санкт-Петербурге, а также выступает как обычное агентство при продажах в Москве и по России, не имея от «Шансона» каких-либо спецусловий. «Медиа Плюс» продолжит продавать рекламу «Шансона» на прежних условиях. Вместе с тем, презентован и другой схожий проект - «Молодежное радио». «Молодежное радио» объединило рекламные возможности двух игроков на рынке - Радио ENERGY (холдинг ВКПМ) и радиостанцию «LOVE RADIO» (ООО «Радио-Любовь»). Данное пакетное предложение действительно для размещения рекламы одновременно на двух радиостанциях по единой цене и нескольким альтернативным вариантам медиапланов.

Вместе с официальными утверждениями рекламных объединений, медиасообщество регулярно располагает всевозможными слухами и прогнозами, поскольку всем игрокам абсолютно ясно, что при нынешней динамике развития любой прогноз или громкое обсуждение в СМИ, так или иначе влияют на принимаемые сторонами решения, что можно легко использовать в конкурентной борьбе. Примером тому может служить новость о том, что «Русская Медиа Группа» (РМГ) снова задумалась о создании своего сейлз-хауса для работы с двумя радиостанциями - MAXIMUM и «Монте Карло». Напомним, что в конце 2009 года РМГ объединялась с «Проф-Медиа». Их СП «Радио Альянс» продавало рекламу на всех радиостанциях партнеров. Однако через полгода проект был закрыт, и с 1 июля РМГ делегировала продажу рекламы на всех радиостанциях через «Видео Интернешнл». Якобы подобные идеи разрабатываются менеджерами RMG в связи со слабым ростом показателей, на фоне успеха своих главных конкурентов. Пролить свет на происходящее и поделиться своим виденьем ситуации НСМИ помог Сергей КОЖЕВНИКОВ, генеральный директор ЗАО «Русская Медиа Группа» (РМГ).

С чем, на ваш взгляд, связана информация о возможном создании РМГ собственного сейлз-хауса?

Это связано с активностью конкурентов, которые сначала делали многочисленные предложения по рекламному обслуживанию радиостанций «Русской Медиа Группы» (РМГ), а теперь пытаются внести недопонимание в наши отношения с «ВИ».

Возможно ли теоретически создание РМГ сейлз-хауса (не в ближайшее время)? Имеет ли это смысл?

Теоретически возможно все. Я думаю, что в течение ближайших трех лет, на время которых у нас заключен контракт с «ВИ», мы поймем, имеет ли это смысл.

Прокомментируйте, пожалуйста, обсуждения в прессе на тему того, что создание «Русской Медиа Группой» (РМГ) собственного сейлз-хауса было бы выходом из сложной для РМГ ситуации, обусловленной слабым, в отличие от основных конкурентов, ростом показателей.

Данные, представленные в прессе, не совсем корректны, поскольку ссылаются на оценку «Медиа Плюс» (сейлз-хаус ЕМГ). К сожалению, из-за большого количества скидок и «суперкомов» конкурентов мы также не можем объективно судить об их реальных доходах. Снижение финансовых показателей РМГ в августе 2010 года составило всего 2%, что является вполне допустимым колебанием в связи со сменой селлера. Чистый рост финансовых показателей РМГ с января по июль 2010 года составил 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С 1 июля по 1 сентября 2010 года рост финансовых показателей РМГ составил 6,3%, а в регионах 18%. В октябре-ноябре мы ожидаем еще более высокий рост.

Чем, на ваш взгляд, обусловлен наблюдающийся в последнее время ажиотаж создания сейлз-хаусов на российском медиарынке?

Никакого ажиотажа нет. На рынке существует консолидация активов (например, холдинг В.БОГДАНОВА, создал собственный сейлз-хаус для продажи рекламы на своих радиостанциях). Радиостанции «Русской Медиа Группы» (РМГ) имеют самую большую аудиторию, поэтому обслуживаются у самого крупного рекламного селлера на рынке - агентства «ВидеоИнтернешнл».

Поправки в закон «О рекламе» запрещают с 2011 года федеральным каналам работать с продавцом, если его доля в сфере продаж телерекламы превышает 35% всех бюджетов...

Рынок радио, в начале осени, не только не отстает от телевидения, но даже опережает актуальные тенденции развития.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.