Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

НМГ и все-все-все...

Помнится, еще несколько месяцев назад в материале "Ведомостей", посвященном "Секретам "Первой" кнопки, представители Первого канала, глядя в глаза Елизавете ОСЕТИНСКОЙ и Ирине РЕЗНИК, отрицали какие бы то ни было сделки с Ковальчуками.

"Да что вы, - говорили они, - вам показалось!". Это же убедительно доказывал и Джон Манн. И вот - сюрприз! Теперь четвертью пакета акций владеет НМГ. В итоге г-н Ковальчук собрал коллекцию медиаактивов - крупные доли в телеканале РЕН, "Пятом канале", газете "Известия", ИД "Ньюс-Медиа", а также контроль через управляющие компании каналов НТВ, ТНТ и радио "Эхо Москвы", - и теперь вот, одна четверть "Первого". 

Анализируя сложившуюся из различных пазлов картинку, стоит, на мой взгляд, задать два основных вопроса: несет ли коммерческий смысл эта сделка, и с какой целью создается новая медиаимперия?
Насколько можно сделать выводы из высказываний экспертов рынка и соображений здравого смысла, важной коммерческой нагрузки данная сделка не имеет. Имиджевой - тоже. Политической - абсолютно (никто не сомневается в суперлояльности "Первого" к государству). Значит, смысл - в консолидации медиаактивов снизу доверху, по вертикали в руках единой бизнес-группы. Значит, верховная власть дала "добро" на сделку и тоже собирается извлечь из нее свои выгоды. Ибо главный итог - сложившаяся медиаимперия, в которую входят традиционные медиа каждого из сегментов рынка: печать, ТВ, радио. Представить себе, что это нужно конкретному бизнесмену сложно. Финансовые аналитики утверждают, что в долгосрочной перспективе эффективность собираемых группой г-на Ковальчука медийных активов будет только падать. И генерация прибыли через годы станет работать лучше в интернете и нишевых цифровых каналах вещания, и эффект телезомбирования, вероятно, со временем начнет уменьшаться.
Я не совсем согласен с коллегами, которые считают, что выглядящая коммерческой (и зарегистрированная как таковая) сделка, касающаяся стратегического предприятия и мощного пропагандистского инструмента, фактически совершается просто для того, чтобы было немного комфортнее рулить. Так сказать, "принцип одного окна" в действии. Думаю, что есть и еще причины для санкционирования существования и развития медиаимперии. Это мощный (и традиционный), послушный инструментарий для значимых личностей в тревожную пору выборов. Это ведь только Президент у нас с iPadом не расстается, а остальные сильные мира сего еще не так продвинуты...
На этом фоне забавно выглядит новейшая инициатива единороссов об усилении СМИ, и в первую очередь ТВ, общественной формой управления. Замсекретаря президиума генсовета по креативу Юрий Шувалов предлагает "наличие Общественного совета, который назначает главного редактора, директора и контролирует исполнение бюджета". Более того, г-н Шувалов считает, что "главный сегодняшний критерий для ТВ - это рейтинг. Думаю, надо начинать с подготовки регулярных рейтинговых оценок, подготовленных общественными структурами". Прочь "Гэллап"! А теперь представьте, как эта инициатива отзовется на империи НМГ...
Кстати, несколько слов, посвященных модному гаджету - iPad. В одном из материалов сегодняшнего номера мы рассказываем об издательских бизнес-моделях, основанных на переходе контента в iPad. Согласно информации Стейси Крамера, "Финансовый директор News Corp. Дэйв Дэво (Dave DaVoe) оценивает инвестици в iPad-приложение в $30 млн до конца фискального 2011 года в июне. Они включают 7 млн в недавно завершившемся втором квартале и приблизительно $500 тыс. текущих расходов каждую неделю (в остальное время)". Наверняка наши издатели миллионы долларов не тратят... По данным рынка, производство шаблона стоит порядка 20 тыс. EUR, плюс 5-7 тыс. тех же евро на верстку последующих номеров без изменения шаблона. Мы прошлись по заявленным в открытых источниках цифрах покупок iPad-версий изданий. И пока что не обнаружили явного финансового успеха, как, впрочем, и неявного - тоже. Быть может, это пока модный тренд для издателей, некий элегантный реверанс в сторону руководителей страны, не расстающихся с характерным гаджетом? По секрету перескажу новость о том, что существует даже задание, а к заданию прикладывается тендер на его исполнение: создание модели управления страной через iPad... Так что издателей понять можно: iPad хоть денег и не приносит, зато чувство причастности к высоким свершениям гарантирует.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.