Фонд кино подвел первые итоги
О критериях и критике со стороны ФАС
Приступая к реформе, фонд обнародовал критерии, которыми руководствовался в выборе группы компаний-лидеров, получающих приоритетное государственное финансирование. Однако многие члены продюсерского сообщества, во-первых, сочли эти критерии недостаточно четкими, а во-вторых, обратили внимание антимонопольного ведомства на то, что понятия «компания-лидер» юридически вообще не существует. В ответ на критику фонд решил придать списку критериев легитимность, утвердив их на заседании правительства. Что и должно быть сделано в ближайшее время.
Об оценках и ротации
Большинство фильмов, на которые выделил деньги фонд, выйдут в следующем году. Предварительные оценки работы лидеров будут даны осенью 2011-го. Поскольку реформа направлена исключительно на рыночную сферу, важным является лишь то, сколько зрителей в кинотеатры приведет каждый вложенный в производство рубль. На вопрос «Известий», как быть с таким критерием, как «резонансность» проекта, Толстиков ответил, что от него, как от слишком размытого, решили отказаться. Вместе с тем Сергей Александрович рассказал, что в ответ на критику финансирования фондом «Кочегара» Алексея Балабанова (компания СТВ) он предоставил огромную кипу рецензий, и почти все они были восторженными. Впрочем, полагает глава фонда, «Кочегар», как и почти весь Балабанов, проходит по ведомству артхауса. И мейджоры вольны заниматься таким кино, а вольны и не заниматься - поскольку ниша авторского кинематографа остается в ведении Министерства культуры. Кстати, заметил Толстиков, никаких противоречий у фонда с Минкультом не возникает. А с приходом в министерство Вячеслава Тельнова сотрудничество наверняка станет еще более тесным.
Итак, осенью 2011 года появятся предварительные оценки. Когда будет проводиться ротация и сохранится ли количество компаний-лидеров, пока неизвестно. Зато известно, что в список проектов с большой долей вероятности и в самое ближайшее время добавятся анимация (опять имеющая коммерческий потенциал) и художественно-публицистические неигровые фильмы.
Сколько денег дают и облагают ли их налогом
По закону о кино государство вправе предоставить не более чем 70 процентов от бюджета картины. По джентльменскому соглашению фонда и компаний-лидеров выделенные деньги не будут распыляться между множеством проектов. Иными словами, в фильме не должно быть менее 30 и более 70% государственных денег.
На так называемые «социально значимые проекты» (как правило, их производят не компании-лидеры) фонд выделяет по 1 млн долларов. Исключение в этом году лишь одно: фильм об Осетии, который снимает на студии «Главкино» режиссер Джаник Файзиев, - его государство финансирует на 70 процентов (а это гораздо больше одного миллиона). Всего экспертный совет при фонде одобрил 32 проекта социально значимой тематики и отклонил 57. Далее список просеивался попечительским советом. В результате осталось 17 проектов с суммарным бюджетом 3 356 650 000 рублей. Из них фондом выделяется 686 млн рублей.
Все деньги, предоставляемые фондом, налогом не облагаются (постановления об этом удалось добиться совсем недавно). В отличие от средств, которые идут через Министерство культуры. То есть продюсеры артхаусных, анимационных и документальных фильмов, получая деньги от Минкульта, тут же должны в виде налога отдать 20%. Что, конечно, представляет серьезную проблему для производства.
Контроль и возврат
По состоянию на 12 ноября 2010 года попечительским советом одобрено 18 проектов студий-лидеров. За расходом средств на их производство фонд осуществляет ежемесячный контроль. После реализации «продукта» компании должны будут вернуть 5% от доли вложений фонда со всех доходов - проката в кинотеатрах, DVD-релиза, продажи на телевидение и т.д.
Международная деятельность
Фонд собирается способствовать появлению копродукции и продвижению российского кино на Запад. В частности, 15 перспективных молодых сценаристов (в возрасте до 30 лет) должны отправиться в Лос-Анджелес изучать секреты профессии методом «погружения».
Лариса Юсипова
Источник: «Известия»