Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Малый бизнес в сети.

Дата публикации: 15 апреля, 2011

Большинство предпринимателей воспринимают сайт как место для размещения контактов фирмы и прайс-листов...

Только 38% компаний среднего и малого бизнеса постоянно присутствуют в интернете: имеют свой сайт, страничку в социальных сетях или пользуются онлайновыми бизнес-справочниками. Таковы результаты исследования «Рынок СМБ в России: использование интернета для бизнеса», проведенного по заказу компании Google.

Выяснилось, что в целом интернет-активность малого и среднего бизнеса в России примерно на 25% ниже, чем в Германии, Ирландии и даже в Бразилии. И проблема здесь не только в отсутствии широкополосного доступа в Интернет (высокоскоростным интернетом пользуются больше половины фирм), а в моделях использования интернета малым бизнесом. Подробнее о результатах исследования Forbes.ru поговорил с Владимиром Долговым, гендиректором Google Россия, и Виктором Климовым, исполнительным директором ОПОРЫ России. Один из них лучше знает сеть, другой — реальный бизнес.

Наиболее полно в сети представлены предприятия туристической отрасли, а также сельского хозяйства и промышленности. В аутсайдерах — ритейл. Странную активность крестьян, выявленную исследованием, Владимир Долгов, генеральный директор Google Россия, объясняет тем, что основные пользователи интернета в этой области — частные фермеры, для которых онлайн — самый важный (если не единственный) канал сбыта произведенной продукции. А причина того, что розничная торговля в сети представлена слабо, — в принципиально ином способе привлечения клиентской аудитории. Большинство представителей малого бизнеса в ритейле — продуктовые магазины шаговой доступности, интернет не рассматривается ими как дополнительный канал продаж, поскольку их целевая аудитория — жители близлежащих домов.



Интересно, что большинство предпринимателей (58%) никогда не задумывалось о создании сайта для своей компании. Веб-страница, по их мнению, вообще не нужна для продвижения продуктов и услуг. Большинство тех, кто сайтом обзавелся, считает, что он нужен для публикации контактов (82%) и справочной информации о компании (46%), а также для размещения описания продукции и прайс-листов (50% и 53% соответственно). Только один из пяти опрошенных бизнесменов использует сайт для электронной коммерции. Сами эксперты Google видят в e-commerce огромный потенциал. «Примерно 50% пользователей совершают покупку при первом знакомстве с сайтом», — говорит Владимир Долгов. «Вряд ли ваш сайт начнет продавать сразу, — не соглашается Виктор Климов. — В интернете, как и в офлайне, нужно продвижение».

По данным АКАР, в прошлом году рынок интернет-рекламы в России вырос на 40% (самые большие темпы роста в мире). Насколько заметен этот тренд на малом бизнесе? Пока только 28% рекламного бюджета небольших фирм идет на продвижение в интернете, остальные 72% — традиционная офлайн-реклама.

Владимир Долгов оценивает средний рекламный бюджет типичного малого предприятия в $100 в месяц. Вряд ли на эти деньги удастся нанять профессионального рекламного агента, поэтому большинство фирм самостоятельно размещает рекламу в сети. Например, компания «Аэроград Коломна», предоставляющая услуги по организации прыжков с парашютом, пользуется сайтом-визиткой. После выхода в интернет количество звонков и заказов заметно возросло, но возможности онлайн-бронирования на сайте нет. «Для продвижения нашего ресурса мы пользуемся системами Google Adwords, Yandex Direct и «Бегун», — рассказывает Юлия Бурякова, менеджер компании. — Мы сразу понимаем: если прыжков меньше, значит кончилась рекламная кампания».

Чтобы изменить во многом несправедливое отношение бизнесменов к сети, многие крупные интернет-компании предлагают бесплатные решения для корпоративной работы. Например, компания Google запустила облачный сервис Google Apps, позволяющий пользоваться почтовым сервисом, календарем, организовывать видеокоммуникацию между сотрудниками, совместно создавать и редактировать документы, презентации, таблицы. Сервис допускает бесплатное использование 50 аккаунтов, обеспеченных защитой антивируса и антиспама.

Еще одним практичным решением для небольших фирм может стать бесплатный конструктор сайтов. Самые известные игроки на этом рынке — Wix.com (8,6 млн сайтов), Moonfruit.com (3,5 млн). Российские аналоги в этой нише также есть: самые известные из них «Яндекс.Народ» и Google sites, но пока количество созданных на них сайтов на порядки ниже. Также в интернете существуют опции по контролю над посещаемостью вашего ресурса.

Доступность бесплатных сервисов во многом способна исправить сложившиеся стереотипы о дороговизне и неэффективности интернета. Однако приобщить малый бизнес к сети, по мнению Виктора Климова, сможет только трансляция образцов поведения. Когда сосед-предприниматель сделает себе сайт с помощью бесплатного конструктора, тогда и вы, вероятнее всего, задумаетесь о подобной возможности. «Это сарафанное радио зависит в большей степени не от развитости инфраструктуры в регионе, а от специфики бизнеса», — добавляет Климов.

Предприниматели, активно использующие интернет, понимают, что это делает их бизнес более эффективным. «Несмотря на то, что мы используем различные системы оптимизации и раскрутки сайта, в B2B сегменте сайт не имеет большого значения, — говорит Анатолий Иванцов, учредитель рекламной компании «Хорошие люди». — Ежемесячно через сайт к нам обращается не более 2-3 клиентов с небольшими бюджетами». По словам Анатолия, более 90% клиентов фирма привлекает за счет активных продаж.

Но он считает, что интернет для бизнеса важен. В ближайшее время планирует внедрить CRM-систему, которая позволит девяти филиалам работать в одной программе. «Это важно для оптимизации бизнес-процессов, уменьшения бумажной волокиты. По моим оценкам, использование интернета может увеличить производительность труда сотрудников в 2-3 раза», — говорит Иванцов.

Источник forbes.ru

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.