Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

В поисках инноваций для индустрии новостей в Европе: Швейцарская модель небольшой «микрогазеты»

Дата публикации: 26 апреля, 2012

Управляя компанией из Бриенца, городка в Швейцарии, Госсвайлер добился популярности газеты и информационного сайта Jungfrau Zeitung в европейских информационных кругах...

Сегодня мы рассмотрим модель информационного агентства небольшого сообщества. Это очень важно. Большая часть информационных агентств уделяют внимание лишь подробностям о местных или зарубежных фигурантах новостей и опустевших метрополиях. Но менее крупные общественные издательства передают большую часть новостей своим читателям в США и во всем мире.

Компания Gossweiler Media, учитывая вышесказанное, предлагает довольно интересную модель, основанную на простой арифметике. Это история семьи, поскольку газеты всегда были семейным бизнесом на протяжении веков. После комбинирования и корпоратизации в 20 веке, в настоящее время появляются отдельные лица и семьи, которые вновь заявляют о своих правах собственности. Если такая тенденция будет набирать обороты, то примеры таких компаний, как швейцарские, могут быть очень поучительными.

Урс Госсвайлер (Urs Gossweiler), генеральный директор компании Gossweiler Media AG, является правнуком основателя этой газеты. Управляя компанией из Бриенца, городка в Швейцарии, Госсвайлер добился популярности газеты и информационного сайта Jungfrau Zeitung в европейских информационных кругах.

Отличительная черта этой компании заключается в концентрации усилий, в первую очередь, на создании новостей и предоставлении услуг сообществу, отделяя новостной бизнес от средств распространения информации. Используемая ими модель – низкая стоимость, высокая прибыль – модель, которую сейчас Госсвайлер предлагает использовать под своей маркой. Я имел возможность поговорить с ним осенью прошлого года на Всемирном газетном конгрессе WAN-IFRA в Вене. Он выступал с докладом в секции «Возможности», одним из основных моментов его выступления было распространение в Европе идеи о непечатной форме выпуска новостей.

Дело не в том, что Госсвайлеру не нравится печатная форма, он просто не связан с ней. Издательство Jungfrau Zeitung выпускает газету два раза в неделю — по вторникам и пятницам, но довольно долго оно занималось непечатными продуктами, и теперь предлагает ряд функциональных приложений для мобильных телефонов, помимо своего регулярно обновляемого вебсайта.

Компания Госсвайлера была мультимедийной еще до того, как стало применяться это название. В 1983 г., когда ему было 14, Госсвайлер основал молодежную радиостанцию, сознательно изменив семейной традиции. «Мой отец был капиталистом, а я был коммунистом», - говорит он с улыбкой.

«Мой отец купил первый компьютер Macintosh. Это могло сравниться только с падением Берлинской стены». Сегодня компания Gossweiler Media уже не простое издательство в Бриенце, как в начале своего существования. Она издает свою «mikrozeitung» — «микрогазету», два раза в неделю выходит её печатная версия, и ежедневно в течение дня обновляется электронный вариант. Сайт Jungrau Zeitung посещают примерно 45000 человек — достаточно мало для появления чувства настоящего сообщества у людей, но достаточно для создания рынка. (Интересно, что это примерно соответствует размеру большинства рынков компании Patch. Как отметил глава Patch Уоррен Уэбстер (Warren Webster), его компания может создать множество местных новостей в сфере традиционных ежедневных периодических изданий при той же стоимости.)

Микрогазета, например, дает традиционному бизнесу возможность иного способа мышления и деятельности в отношении их собственных трансформаций. Иной способ мышления включает все аспекты, от права собственности на периодическое издание до продажи рекламы и должностных обязанностей.

— Сайт Jungfrau Zeitung является очень локальным. «У нас нет регионального отделения», - говорит Гроссвайлер. «Мы работаем только на местном уровне, разделяя только новости на темы политики, спорта, искусства и тематические объявления». Компания Gossweiler Media занимается исключительно собственным сайтом, демонстрируя иерархическую вертикаль от распространенного во всем мире издательства International Herald Tribune и национальной компании Neue Zürcher Zeitung до сайта Jungfrau Zeitung, отражающего лишь местные новости сообщества.

На конференции WAN-IFRA, состоявшейся осенью прошлого года, Госсвайлер показал фото Барака Обамы и заметил: «Об этом человеке в нашей газете никогда не упоминалось». А затем показал фото мэра города: «А этот человек всегда присутствует в наших новостях». Смысл его послания: оставьте других для остальной части мира, поскольку события в нашем городе зависят от нас.

Что более важно - компания продает рекламу комплексно. Когда рекламодатель покупает рекламу, ему предлагается комбинация: публикация в печатном издании, электронной версии и, с недавнего времени, в приложениях для мобильных телефонов. Этот перечень определяется формулой. «Раньше клиенты говорили: «Мы покупаем рекламу в печатном издании, и рекламу он-лайн». Теперь они говорят: «Мы покупаем рекламу он-лайн, и рекламу в печатном издании», - говорит Госсвайлер. В то время, как тираж печатного издания (на данный момент примерно 8800) пришел в упадок, в целом аудитория выросла, и составляет примерно 57000 посетителей в месяц.

Исходя из этого, компания продала печатные станки еще в 1994 г. и стала передавать эту работу третьей стороне. «Многие издательства на самом деле издательствами не являются», - рассказал он. «Они являются типографиями».

С учетом новых экономических аспектов данного бизнеса, Госсвайлер утверждает, что зарабатывает более 30% от общей прибыли, и эта сумма привела его к мысли о франчайзинге для других сообществ. В то время, как менее крупные газеты приобретались компанией Gannetts по всему миру в конце 20-го века, Госсвайлер пытается распространить свою модель через другую систему. Первый лицензиат компании приступил к работе в прошлом году, в соседнем городе, и сейчас компания активно продает идею другим потенциальным издательствам в Австрии и Германии.

За 250 тыс. швейцарских франков в год получатель франшизы получает пакет, который включает набор услуг - от маркетинга до разработанной компанией технологической платформы, называющейся G-OS. Первым лицензиатом является консорциум из 40 местных владельцев, издающий газету Obwalden und Nidwalden Zeitung. Каждый из инвесторов владеет не более чем 8% компании, и это само по себе делает такую модель интересной тем, что может представлять собой владение местным «газетным бизнесом» в нашу эпоху гибридных моделей.

За кадром организация Gossweiller Media аналогична организации больших информационных агентств, добившихся успеха после преобразований и реорганизаций. Персонал всех редакций микрогазет состоит из 15 человек: восьми редакторов, четырех сотрудников отдела рекламы и трех продюсеров.

Компания недавно завоевала премию SwissCom Business Award за предоставляемые услуги, и эта премия отметила не столько качество верстки мультимедийного периодического издания, сколько методы его распространения:

Эта информационная компания произвела впечатление на жюри своим инновационным и интегрированным подходом… Данное решение позволяет журналистам быстро создавать объемный репортаж с места событий без технических расходов и публиковать их в режиме он-лайн. Таким образом, журналисты могут освещать события в нескольких видах средств массовой информации, загружая текст, фото и видеоролики. Это стало возможным благодаря отмеченной наградой комбинации смартфона, ноутбука, высокой скорости передачи данных и оптоволоконного подключения с использованием системы потока операций, разработанной компанией Gossweiler Media.

Все журналисты Госсвайлера обрабатывают видеоматериал. Современные темпы работы составляют два видеорепортажа в день для сайта, или примерно 14 видеороликов в неделю. Приложение Jungrau Zeitung для iPad было утверждено компанией Apple в ноябре; это приложение основано на оптимизированных продуктах для смартфонов. Госсвайлер говорит, что применение формата HTML5 является следующей целью компании. Компания также выпускает еженедельную 12-минутную телевизионную передачу — Funky Kitchen Club — которая транслируется как по телевидению, так и в интернете.

Бизнес-модели и модели получения дохода

Бизнес-модель микрогазеты достаточно проста. Согласно предложению для потенциальных франшизополучателей, каждый местный информационный сайт с аудиторией приблизительно 45000 человек имеет годовой бюджет в 3 миллиона швейцарских франков. (Швейцарский франк стоит примерно 1,08 долларов США.) Вот основные показатели:

  Распределение бюджета: 1,5 миллиона швейцарских франков на расходы для персонала, 1 миллион на технические издержки, расходы на печать и доставку, 250000 на «расходы общего характера». Каждый лицензиат также платит 250000 швейцарских франков в год на пакет услуг в сфере лицензирования/технологий/ маркетинга.

  Госсвайлер утверждает, что прибыль составит 4 миллиона франков, что составит 1 миллион годовой прибыли для франшизополучателя.

  Эти цифры совпадают с объемом прибыли Госсвайлера, которую он получает от Jungfrau Zeitung: размер его прибыли составляет более 30%.

За полный доступ и годовую подписку на сайт Jungfrau Zeitung с клиентов взимается 165 швейцарских франков в год. Госсвайлер не взимает отдельную плату за цифровой доступ, полагая, что «люди не будут платить за новости, потому что их не хотят собирать».

Ключевые показатели
  • Размер прибыли - от 30%.
  • Целевая аудитория 45000 потенциальных читателей и пользователей.
  • Годовая лицензия стоимостью 250000 франков на пользование пакетом франчайзинга.
Выводы для издательств:
  • Рекламодатели покупают место для рекламы во всех средствах массовой информации. При выходе печатного издания два раза в неделю, модель микрогазеты демонстрирует то, как сокращение частоты выхода из печати печатных изданий с шести раз в неделю (некоторые информационные агентства сообщили, что именно с такой регулярностью выпускают свои издания) до меньшего количества, может привлечь рекламодателей к покупке места для рекламы он-лайн.
  • Низкие расходы и использование многопрофильного персонала вытесняет старые модели формирования персонала редакций информационных агентств. Менее крупные издательства, не несущие непредвиденных дополнительных расходов, работают более эффективно.
  • Мы являемся свидетелями новой развивающейся формулы, которая может быть такой же эффективной в Брайтоне или Брейнтри, как и в Бриенце. Консенсус был достигнут в отношении содержания и продажи рекламы, которые являются основной составляющей новых поколений информационных агентств. Микрогазета является еще одним примером такой модели в действии.

Редакторский портал

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.