Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Методология рейтинга

Методология рейтинга директоров и департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям
TOP-COMM

Всероссийский рейтинг директоров и департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям TOP-COMM представляет собой аналитический рейтинг рангового типа.

Набор критериев оценки участников, использованных  в рейтинге, доработан на основе рекомендаций Наблюдательного совета АКМР и коллективного мнения экспертов, сформированного в ходе обсуждений на заседаниях Рабочей группы АКМР по соывершенствованию рейтинга TOP-COMM с привлечением ведущих специалистов и практиков отрасли. 

Обновленная методика и содержание исследовательской части рейтинга утверждены на заседании Правления АКМР 14 февраля 2017 года.  

Цели рейтинга:

  • При помощи математической модели на основании фактологических данных за предыдущий календарный год сформировать рейтинг-лист Директоров по корпоративным отношениям и коммуникациям российских и иностранных компаний, работающих на территории Российской Федерации;
  • При помощи специальной интегральной модели по оценке коммуникационной эффективности, разработанной партнером рейтинга Агентством Ex Libris, составить рейтинг наиболее активных и заметных в медиапространстве в предыдущий календарный год руководителей коммуникационных подразделений компаний;
  • По совокупности оцениваемых факторов выявить и публично признать лучших профессионалов отрасли;
  • Определить по совокупности оцениваемых факторов лучшие организации в сфере корпоративных коммуникаций и корпоративных отношений.

Основные принципы:

  • Рейтинг открыт для участия руководителей структурных подразделений в области корпоративных коммуникаций, которые представляют организации (юридические лица), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации вне зависимости от формы юридического лица и происхождения уставного капитала.
  • Нет никаких ограничений по отраслевому признаку или размеру компаний.
  • Организация (юридическое лицо) становится участником рейтинга только после того, как его уполномоченный представитель принял участие в исследовательской части рейтинга и заполнил все разделы анкеты.
  • Членство компаний в АКМР не дает никаких предпочтительных прав при подведении итогов рейтинга.
  • Рейтинг отражает степень профессионализма (как операционного, так и организационного) его участников и уровень их вовлеченности в решение стратегических бизнес-задач компаний.
  • Полнота предоставленных данных (заполнение всех полей анкеты) напрямую влияет на итоговые результаты.

Сбор данных:

К непосредственному участию в рейтинге допускаются:

  • руководители высшего звена, отвечающие, в том числе за стратегические корпоративные коммуникации и (или) за деятельность департаментов корпоративных коммуникаций, корпоративных отношений;
  • непосредственно руководители департаментов корпоративных коммуникаций, корпоративных отношений и их структурных подразделений, в т.ч. пресс-служб, подразделений, обеспечивающих внешние коммуникации и связи с общественностью, внутрикорпоративные коммуникации, взаимодействие с органами государственной власти, программы социальной ответственности бизнеса на территории Российской Федерации.

Каждый из участников рейтинга регистрируется на специальном сайте и получает индивидуальный пароль для доступа к анкете. Она содержит перечень исходных данных, который необходимо заполнить в режиме удаленного доступа.

Рейтинг основывается именно на этих первичных данных без их дополнительной верификации или проверки.

Список рассылки индивидуальных приглашений на участие в рейтинге формируется Оргкомитетом на основании базы данных АКМР.

Конфиденциальность:  Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР),  выступающая официальным организатором рейтинга TOP—COMM,  несет полную ответственность за сохранение этих данных и гарантирует их конфиденциальность.

Представляемые участниками рейтинга данные об их деятельности не подлежат разглашению и используются исключительно в целях калькуляции индивидуального позиционирования участников в рейтинге.

Итоговые данные по рейтингу предоставляются членам Оргкомитета и Наблюдательного совета только в агрегированном виде по его основным разделам.

Методология:

Присвоение итоговой рейтинговой оценки происходит согласно единой методике рейтинга TOP-COMM на основе математической модели, которая  включает более 100 показателей практики корпоративных отношений и коммуникаций, содержащихся в анкете. Они сгруппированы в четыре основных раздела, каждый из которых имеется свой собственный вес.

Параметры рейтинга, утвержденные Правлением АКМР:

 Раздел А "СОИСКАТЕЛЬ" – 10%

 Раздел В "ОРГАНИЗАЦИЯ" – 5%

 Раздел С "ДЕПАРТАМЕНТ" – 15%

 Раздел D "ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА" :

  • "Внешние коммуникации" – 15%
  • "Внутренние коммуникации" – 15%
  • "Связи с органами государственной власти" – 20%
  • Интегрированная оценка коммуникацинной эффективности – 20%.

Комплексность подхода,  примененная при построении математической модели, взаимоувязать часть формул, предусмотреть запросы дополнительной информации и сбалансировать перечни открытых и закрытых вариантов ответов с целью избежать искусственно раздутых результатов и алогизмов в процессе калькуляции.

Для ранжировки участников используется метод мультипликативной сверки, при котором низкое значение хотя бы по одному из критериев влечет за собой понижение общего места в итоговом списке.

Результатом расчетов по методике рейтинга по данным во всех четырех разделах  с использованием собственной математической модели является индивидуальный числовой показатель, определяющий до 80% итоговой оценки.

Эффективность коммуникационной деятельности по разделу D4, что  дает еще 20% общей оценки участника рейтинга, оценивается официальным партнером  TOP COMM агентством  Ex Libris, которое  использует гибридный подход в медиаанализе, признанный на международном уровне наиболее эффективным и корректным. В этом разделе баллы будет калькулироваться по четырем интегральным показателям.

Медийная активность будет оцениваться по расчетной модели

PRT_Light = I*K*T, где

I – Impact Index или коэффициент влиятельности (учитывает влиятельность источника и роль упоминания объекта в материале (ведущая, значимая или контекстная). Варьируется от 0 до 400 (для каждого упоминаемого объекта в материале).

K – коэффициент соответствия источника виду информационного и экономического взаимодействия (к примеру, для компаний, ориентированных на B2C, будет происходить умножение на повышающий коэффициент 1,25 в случае попадания объекта в высокоаудиторные СМИ, а для B2B – в случае попадания в тематические специализированные СМИ).

T – коэффициент  тональности:

Таким образом, максимальное значение PRT_Light для фокусного и позитивного упоминания объекта (с применением коэф-та K) в СМИ высшего эшелона = +1000 (400*1,25*2). А минимальное значение PRT_Light для такого же упоминания, но с негативным позиционированием = -1000 (400*1,25*-2).

Отдельный показатель PRT_Light будет считаться для брендов (когда объектами исследования будут не ФИО руководителей пресс-служб, а компании, интересы которых они представляют).

Для массива SM будет использоваться Engagement Index, особенности которого изложены в подготовленном под эгидой АКОС «Кратком руководстве по медиаанализу и оценке эффективности PR» http://www.akospr.ru/wp-content/uploads/2015/06/AKOS_Ex-Libris_rukovodstvo_02.09.2015.pdf

Все три показателя (PRT_Light для лиц, PRT_Light для брендов, Engagement Index) объединяются в единый интегральный индекс.

На основании общей суммы баллов, набранных участником при последовательном заполнении анкеты и скалькулированных агентством  Ex Libris, формируется рейтинг-лист ТОП-100 участников Рейтинга TOP COMM. 

Кроме этого, формируются следующие рейтинг-листы: 

  • ТОП-10 ЛУЧШИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ  И КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (определяются по сумме баллов участника по итогам исследования фактологических данных в разделах B («Организация»), C («Департамент»), D4 (Интегрированная оценка эффективности коммуникационной эффективности)
  • ТОП-10 ЛУЧШИХ ДЕПАРТАМЕНТОВ ПО КОРПОРАТИВНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ И КОРПОРАТИВНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В РОССИИ (определяются по сумме баллов участника по итогам исследования фактологических данных в разделах С («Департамент»), D1 («Внешние коммуникации»), D2 («Внутрикорпоративные коммуникации») и D3 («Связи с органами государственной власти»).
  • ТОП-50 участиков Рейтинга ТОР СОММ, продемонстрировавших наивысшую коммуникационную эффективность и медиаприсутствие (на основе расчетов по гибридной модели агентства Ex Libris)
  • ТОП-10 РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ  "ЗА САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ В ОБЛАСТИ ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ" (определяются по сумме баллов по итогам исследования фактологических данных в разделах D1 («Внешние коммуникации») и D4 (Интегрированная оценка эффективности коммуникационной эффективности).
  • ТОП-10 РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ  "ЗА САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ  В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАЦИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ" (Сумма баллов по итогам исследования фактологических данных в разделе D3 («Взаимодействие с органами государственной власти»).
  • ТОП-10 РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ "ЗА САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ  В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ" (Сумма баллов по итогам исследования фактологических данных в разделе D2 («Внутрикорпоративные коммуникации»).
  • Отдельная категория  ТОП-5  РУКОВОДИТЕЛЕЙ АГЕНТСТВ (реклама, маркетинг и PR), куда из общего списка ТОП-100 выведены представители коммуникационных агентств, которые участвуют в рейтинге и оцениваются по общей сумме баллов по всем разделам.

Полная методика с математической моделью является интеллектуальной собственностью АКМР и защищена авторскими правами. Она была представлена Компании "Делойт", СНГ, которая  выступает независимым наблюдателем Всероссийского рейтинга директоров и департаментов корпоративных коммуникаций и корпоративных отношений, а также членам Наблюдательного совета

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.